Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Маленькие дети учат в хедерах Тору

והיו הכרבים פרשי כנפים למעלה סככים בכנפיהם על-הכפרת

“И будут керувы с распростёртыми вверх крыльями покрывать крыльями своими крышку” (25: 20)

Керувы с лицами младенцев на крышке ковчега, где находится Тора, намекают на Тору, которую маленькие дети учат в хедерах и которая защищает народ Израиля и охраняет его от всего плохого, что пристаёт к нему, как сказано: “Мир существует не для чего иного, как для суеты детей, изучающих Тору” (Шабат 119), как сказано: “На лепете новорожденных и еще не рожденных младенцев Ты основал Свое могущество — против Твоих ненавистников, чтобы обезвредить врагов и тех, кто ищет мести” (Теилим 8: 3).

Однажды главный рав острова Джерба р. Нисим Хадад шёл на базар и увидел одного из учеников талмуд-торы, будущего раби Яакова Коэна, с корзинкой в руках.

Рав спросил ребёнка: “Почему ты не пошёл в талмуд-тору?” Ответил мальчик: “Мой дедушка Звулун Коэн послал меня купить кое-что для гостей, приехавших к нему”. Сказал рав: “Дай мне корзинку, деньги и список того, что надо купить”.

Рав купил всё необходимое и отнес Звулуну Коэну.

Того в это время не было дома, но его жена, увидев рава, возмутилась “наглостью” своего мужа, сделавшего своим посыльным рава, и со стыдом приняла покупки.

Когда муж вернулся домой, жена возмущенно “набросилась” на него: “Как ты посмел послать корзинку с овощами через даяна?” Ответил рав: “С чего ты взяла? Я послал внука, Яакова, купить необходимые продукты на базаре!” И тут же отправился к главному раву выяснить, в чём дело. Раскритиковал Звулуна рав, сказав: “Почему оторвал ребёнка от учёбы в талмуд-торе? Разве ты не знаешь, что мудрецы запрещают отменять обучение детей даже при строительстве и освящении Храма?”

Звулун понял свою ошибку, попросил у рава прощение и дал обещание не посылать детей за покупками вместо учёбы.

ונתת את-הכפרת על ארון העדת בקדש הקדשים

“И возложи крышку на Ковчег свидетельства в Святая святых” (26: 34)

Говорят наши мудрецы (Даат хахамим), что первые буквы еврейских слов “Ковчег свидетельства в Святая святых” образуют слово אהבה (любовь). Чтобы выразить Свою любовь к народу Израиля, Б-г ограничил проявление Своего присутствия Ковчегом свидетельства.

Несколько десятилетий тому назад король Италии Виторио де Мануэль посетил синагогу города Триполи, столицы Ливии, бывшей тогда колонией Италии. Завидев короля, главный раввин Ливии р. Ицхак Букобза произнёс соответствующее благословение. Благословение перевели на итальянский язык, и король очень растрогался.

Через некоторое время Виторио де Мануэль женил своего сына. Он не забыл рава из Ливии и отправил судно с приглашением на свадьбу. Рав ответил согласием и был с почётом принят в королевском дворце.

После окончания свадебных торжеств, перед отъездом рава домой в Ливию король решил побеседовать с ним: “Господин рав, Ваше прибытие на свадьбу для нас — большая честь. В благодарность за оказанное нам уважение я готов удовлетворить любое Ваше желание!”

Ответил рав: “Я слышал, Ваше Величество, что в подвалах Ватикана хранятся сосуды Иерусалимского Храма. Мне бы очень хотелось увидеть эти предметы”. Царь обратился к Римскому папе, находившемуся тут же во дворце, и получил согласие.

Рав с сопровождающим по тёмным переходам и едва освещенным лестницам отправился к месту, где хранились еврейские святыни. Они вошли в зал со сводчатыми потолками. Сопровождающий поднял факел, отодвинул тяжёлый занавес — и перед глазами рава засияла во всей красе храмовая утварь. Взволнованный рав закричал: “Достаточно, я не могу вынести это сияние, я не могу больше смотреть!” Занавес вернули на место, а рав поднялся наверх, бледный и расстроенный.

Подавленность не покидала рава всю обратную дорогу в Ливию. По приезде в Триполи рав почувствовал себя плохо и слег. Сорок дней он был прикован к постели, и затем скончался. Одни считают, что причиной кончины рава стало пагубное состояние его духа, другие — что он не смог вынести боли при мысли о том, что святыни попали в нечистые руки. Третьи говорят, что дело в святости, которую излучали храмовые сосуды. Она была столь велика, что даже великий человек сегодня не в состоянии её воспринять!

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.