Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Изгнанники из Испании расселились по всем странам средиземноморского бассейна

В Северной Африке

Многие испанские евреи нашли убежище в странах Северной Африки. В Марокко и Алжире они вошли в уже существовавшие с 5151 (1391) года общины. Главой Алжирской общины был р. Шимон Дорон, великий знаток Торы и праведник. Он не жалел ни сил, ни денег для спасения евреев. Однако спустя короткое время с общиной случилась беда: испанская армия захватила алжирский город Оран. Сотни евреев были убиты. Пострадали также евреи Туниса и Триполи, несмотря на то что оккупация испанцами этих стран была короткой. В Марокко, да и в столице Алжира спокойные дни продлились недолго: тирания местных властителей и их религиозная нетерпимость заставили испанских изгнанников искать убежище в Турции.

В Египте

Пришедшие в Египет встретили теплый прием. Руководство общины оценило знания беженцев, в частности, р. Давида бен Зимри, который впоследствии около 40 лет был равом в Каире, а также других знатоков Торы. Политическая обстановка способствовала расцвету общины: власть мамелюков, невыносимая для всех живших тогда в Египте народов, в 5277 (1517) году перешла к захватившим Египет туркам. При турецком владычестве положение египетских евреев ощутимо улучшилось.

В Италии

Среди изгнанников, которые прибыли в Неаполитанское королевство, был р. Ицхак Абарбанель. Король оценил его ум и назначил министром финансов. Но прошло всего два года, Франция захватила Неаполь, и р. Абарбанелю вновь пришлось взять в руки посох скитаний. Французская власть над Неаполитанским королевством продолжалась 9 лет, затем пришли испанцы, и верный себе король Фернандо постановил изгнать евреев. Однако проведение этой операции в жизнь было отодвинуто благодаря заступничеству вице-короля, личным врачом которого был еврей Леон Абарбанель — сын р. Ицхака Абарбанеля. В 5293 (1533) году еще один испанский король, император Карл, пошел по стопам Фернандо. Но изгнание евреев опять было отложено. Помогло огромное денежное пожертвование на строительство флота. Однако в 5300 (1540) году евреи все-таки вынуждены были уйти из страны. Часть их переселилась в Среднюю и Северную Италию, а часть — в страны, находящиеся под властью Турции.

Несмотря на то что евреев гнала из Испании религиозная нетерпимость католических священников, многие поселились в сердце католического мира — Папской области, которая находилась под властью самого Римского папы. Папы того времени, воспитанные на идеях Ренессанса, были значительно терпимее своих предшественников, и многие евреи и мараны нашли в Риме убежище от преследований инквизиции. Время от времени папы заклинали маранов отказаться от следования еврейским обычаям, иногда грозили наказанием, но тем не менее сдерживали жестокость инквизиции. У многих Пап были врачи-евреи, хотя закон церкви запрещал евреям лечить христиан. Дошло до того, что папа Клемент предоставил автономию еврейской общине Рима.

Но самый широкий поток испанских беженцев шел в два крупнейших торговых города Северной Италии — Венецию и Геную. Главы этих городов видели пользу, которую евреи приносят торговле, но, с другой стороны, они боялись конкуренции христианским купцам. Торговля Венеции со странами Турецкой империи увеличилась благодаря испанским беженцам, имевшим личные связи в Турции. Поэтому венецианские купцы не давали инквизиции изгнать евреев. Но из страха конкуренции они ограничили права евреев. Положение евреев в городе Падуя, который находился под властью венецианцев, было лучше, чем в самой Венеции. В Падуанском университете, например, училось очень много евреев, и там никогда не знали, что такое «процентная норма». Такое же положение было и в Ферраре, где осели многие беженцы.

В Турции

Счастливы были эмигранты, оказавшиеся в Турции. Даже мараны могли, не опасаясь преследований, открыто вернуться к вере отцов. Спасаясь от католической церкви, из года в год прибывали все новые группы испанских и португальских евреев. Турки приветствовали их приезд. Уже спустя короткое время, власти начали назначать беженцев на высокие посты. До сих пор туркам приходилось набирать чиновников из греков-христиан, хотя всем была известна взаимная ненависть христиан и мусульман. Теперь появилась возможность заменить иноверцев евреями, которым турки могли полностью доверять. Среди прибывших были врачи, купцы, промышленники, сделавшие для развития Турции так много, что султан Баязед как-то сказал своим советникам: «Ошибается тот, кто полагает, будто король Фернандо Испанский умный человек. Изгнав евреев, он навредил своей стране, а нам принес великую пользу».

Центрами поселения испанских беженцев стали Стамбул (Константинополь), Салоники (Балканский полуостров) и Измир (Смирна) в Малой Азии. Прошло совсем немного времени, и салоникская община стала видным центром изучения Торы.

Несмотря на то что из коренных турецких евреев вышли такие мудрецы, как глава Стамбульской общины р. Элияу Мизрахи (Раам) знаменитый своими разъяснениями к комментарию Раши на Пятикнижие, в целом пришельцы из Испании превосходили турецких евреев в знаниях. Поэтому все общины Турции быстро стали «сефардскими» (т. е. «испанскими»).

Если в первые годы после изгнания евреев из Испании мамелюкское правительство Египта не допускало поселенцев в Землю Израиля, то после того как турки захватили Палестину, началось массовое переселение в Святую Землю — восхождение в Эрец Исраэль.

печатается с разрешения издательства Швут Ами


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.