Из цикла «У зеркала два лица», темы: Мировоззрение, Психология, Тора и психология, Зелиг Плискин, Саморазвитие, Самосовершенствование, Отношения между людьми
А) Сосредоточьте своё внимание на достоинствах всех, с кем встречаетесь на жизненном пути, и уважайте людей за эти их добродетели(Ohr Yechezkail, michtavim, p.195).
Постарайтесь выработать привычку отзываться положительно о каждом человеке (Tomar Dvarah, ch.2).
Б) Как только вы начинаете думать о чьих-либо недостатках, сделайте над собой усилие и немедленно начните думать о достоинствах этого человека. Постарайтесь зрительно представить себе его хорошие качества и те добрые дела, что он совершил. Это особенно важно, когда вы начинаете злиться на кого-нибудь или вовлекаетесь в перебранку (Rabbi Reuven Dov Dessler; Tnuat Hamussar, vol.5, p.180).
В) Одной из причин почему неучтиво отзываться уничижительно о ком-либо, является то, что такие разговоры показывают отсутствие понимания положительных аспектов в человеке, о котором злословите. Зная о добрых качествах человека, вы бы не фиксировали внимание на его недочётах (Ohr Yohail, vol.3, p.121).
Г) Если всё время обращать внимание на чьи-то недостатки, можно проглядеть возможность увидеть хорошее в этих людях. Но, сосредоточив своё внимание на положительных свойствах, можно будет использовать их в качестве примера для подражания, что даст вам возможность самому стать лучше (Rabbi Yitzchak Blauser, Kochvai Ohr, p.156).
Д) Приучайте себя находить даже самые незначительные положительные качества и достоинства в окружающих (Cheshbon Hanefesh, no.89).
И даже если у человека имеется множество недостатков, старайтесь найти в нём хорошее (Chochmah Umussar, vol.2, p.195).
Рабби Гершон Хенох из Радзина говорил, что если кто-то находит негатив у другого, то даже вынужденное выслушивание таких придирок позволяет увидеть в них положительное. Например, если кто-то жалуется, что некто разговаривает в то время, когда хазан в синагоге ведёт молитву, мы можем сделать вывод, что этот человек посещает синагогу (Otzer Pisgamim Vesichot, vol.2, p.11).
Е) Для того, чтобы избавиться от недостатка, нужно поступать в манере, противоположной порочному поведению. Поэтому, если вы привыкли замечать в людях, с которыми сталкиваетесь, одни недостатки, приложи́те особые усилия, сойдите с привычного пути и постарайтесь в каждом встреченном вами человеке найти достоинства. «Этот человек достиг того-то и того-то», «Тот человек сумел преодолеть в себе такое-то препятствие». Аналогичным образом, если кто-то делится с вами размышлениями, касающимися вопросов Торы, постарайтесь найти в его мыслях аспекты, которыми сможете восхищаться (Maarchai Laiv, p.91).
Ж) Рассказывают об одном из благочестивых людей, которому случилось раз пройти мимо дурно пахнущего мёртвого пса. Ученики его сказали: «Насколько же зловонна эта падаль!». А он ответил им: «Насколько же белы её зубы!». И они пожалели о том, чтó сказали об этой падали прежде. Но если предосудительно говорить плохо о мёртвом псе, то насколько же предосудительно говорить так о живом человеке! И если это хорошо и правильно — похвалить мёртвого пса за его белые зубы, то насколько же велика наша обязанность хорошо отoзваться о человеке, одарённом разумом и пониманием! Тот праведник наставлял учеников, чтобы они не приучали свой язык говорить дурное, а вместо этого приучались говорить хорошее, и чтобы всё это сделалось частью их натуры (Chovot Halevavot 6:6).
З) Спросили одного из мудрецов: — Как ты удостоился стать духовным лидером своего поколения?
Он ответил: «Я не встречал ни одного из них (людей своего поколения), в ком не увидел бы превосходства надо мной самим. Если он превосходил меня в мудрости, я говорил себе: — Он [также] и Б-га боится больше меня — из-за своего превосходства в мудрости. Если же он уступал мне в мудрости, я говорил себе, что его грехи будут весить меньше моих в день суда, ибо я преступаю закон злоумышленно, а он — по незнанию. Если он был старше меня летами, я говорил: — Его заслуги больше моих, так как он раньше меня пришёл в это мир. Eсли же он был моложе, я говорил, что у него грехов меньше, чем у меня. Если же он равен был мне и по возрасту и по мудрости, я говорил, что, быть может, его сердце перед Б-гом лучше, чем моё, ведь я знаю мои грехи, совершённые доныне, а его грехов не знаю. Если он был богаче меня, я говорил, что, благодаря своему богатству, он мог лучше меня служить Творцу, делать больше добрых дел и помогать бедным. Если же он был беднее меня, то я говорил, что он подавлен духом и скромен более меня из-за своей бедности, и тем он лучше меня. И я не отступал от того, чтобы оказывать всем уважение и смиряться перед ними» (Chovot Halevavot 6:10).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.