Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О благословении Б-гом Авраама, о благословениях вообще и о том, почему удел одного обычно не равен уделу другого

«И Авраам состарился, и Б-г благословил Авраама всем»[1].

Написано в Мидраше[2]: «Кто поднимется на гору Б-га»[3] (Гора Б-га, — это гора Мория — место жертвоприношения Ицхака — прим.) — это Авраам. «Получит благословение от Б-га» — это Авраам. Авраам благословляет других, как сказано: «И будут благословлены через тебя (все народы)» (В заслугу добра, которое Авраам делал всем, Б-г благословил его всем. Более того, добро будет приходить в мир через Авраама. Комментарий Яфэ Тоар). А кто благословлял Авраама? — Всевышний, как сказано: «и Б-г благословил Авраама всем».

Очевидно, что мудрецы хотели этим разъяснить кажущееся противоречие. Ведь известно, что в Своей доброте и милосердии Всевышний сделал так, что удел одного не равен уделу другого. И как сказали мудрецы[4]: «Определил количество ветра, и отмерил воду»[5] (Б-г посылает ветер определенной силы в определенное место. Комментарий Мецудат Давид. Все физические и духовные вещи приходят в мир в точно отмеренном количестве. Ветер на иврите, — руах. Это слово означает также дух — силу духа человека. Есть также понятие руах а-кодеш — буквально «святой дух», умение предвидеть вещи. Вода, — это благословение для мира, но если ее слишком много, например во время наводнения, то она становится проклятьем — прим.). Сказал рабби Аха: Даже пророческий дух, которым Всевышний наделяет пророков, каждому из них выделяется в разных количествах. Пророчества одного наполняют одну книгу, пророчества другого могут наполнить две. Сказал рабби Элазар сын рабби Шимона: «Даже слова Торы выделены каждому в разной мере». Кто-то удостаивается стать знатоком Писания, кто-то Мишны, а кто-то Талмуда и так далее. Это относится и к материальным вещам. Богатство и сила поделены между всеми людьми, и нет человека, который владел бы всеми материальными благами одновременно. Таким образом, люди могут помогать друг другу, и этим их связи друг с другом будут крепнуть. После этого следует задаться вопросом: как же тогда Б-г благословил Авраама всем, так, что у него ни в чем не было нехватки? Ведь это противоречит порядкам мироздания. На этот вопрос и отвечает приведенный выше Мидраш: Авраам благословляет других, а кто благословляет Авраама? — Всевышний. Это можно проиллюстрировать следующей притчей.

Притча.

Обычно у мастера есть только то, что ему нужно для его ремесла. У портного всегда есть нитки и иголки, у кузнеца медь, железо, наковальня, и т.п. Если кто-то увидит у портного инструменты кузнеца, или нитки и иголки портного в кузнице, будет недоумевать. Но бывает, что видят у одного человека что-то, предназначенное для разных работ — тканья, шитья, кузнечного дела и т.д., и не будут удивлены, так как этот человек — торговец, у которого другие покупают нужные им для работы инструменты и материалы. Поэтому ясно, что у него в лавке будут различные вещи, которые разные ремесленники смогут купить.

Смысл этой притчи в том, что Всевышний наделил каждого индивидуальным умом, качествами характера и способностями. А то, чего ему не хватает, человек восполняет при помощи других. Но наш праотец Авраам, да покоится с миром, получил все благословения. И Всевышний сказал ему, как говорится в Мидраше: «До сих пор Я должен был благословлять Мой мир, но отныне все благословения переданы тебе». Всевышний передал Аврааму источник всего блага, от которого он мог наделять всякого, жаждущего получить благословение от Б-га. Поэтому и сказано, что Авраам был благословлен всем. И это и имели в виду мудрецы, сказав, что Авраам благословлял всех — через него благословение передавалось другим. А откуда это благословение пришло к Аврааму? От Всевышнего, как сказано: «И Б-г благословил Авраама всем».


[1] Берешит 24:1

[2] Мидраш Берешит Раба 59:5

[3] Теилим 24:3

[4] Мидраш Ваикра Раба 15

[5] Иов 28:25

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу

 

 


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…