Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О способности к языку и речи, которая была заложена в человека при его создании

В пятом часу Адам уже стоял на ногах, в шестом нарёк имена всем животным, поскольку, подобно Создателю, мог заглянуть в глубинную суть творений.

Способность к языку, к речи, была заложена в Человеке изначально, но он должен был явления окружающего мира прочувствовать в себе, понять и определить все их особенности и свойства. Поэтому Адаму была показана большая часть живых существ, с которыми ему придётся столкнуться. Человек должен был их понять и оценить, определить главные черты и дать соответствующие названия в обретаемом им свойстве членораздельной речи.[1]

Определение названий животных было, в своём роде двойной калибровкой языка, на котором говорил Первый человек. С одной стороны, важно было убедиться, что Адам правильно пользуется уникальным инструментом, подаренным ему Творцом, что смысл и глубинная этимология языка, находят своё воплощение в названиях животных. То есть, Адам должен был правильно соотнести отмеченные им свойства животных, их главные черты с собственным аппаратом речи. Но, с другой стороны, необходимо было проверить, что смысловые связки и речевые обороты, выбранные Адамом при названии животных и окружающих явлений, соответствуют оригинальному замыслу Создателя и терминам Святого языка, языка Творения.[2]

Эта проверка прошла успешно, поскольку Адам нарекал животных так, что потом всегда оказывалось, что это имя уже подарено ему Творцом.[3]

Способность определить сущность вещей, понять их глубинную составляющую, были свойственны только Человеку. Ангелы пытались, было, тоже дать имена живым тварям, но потерпели фиаско. И это не случайно — чтобы наречь имя требовалась вовлечённость в материальный мир, понимание его особенностей, а этого ангелы начисто лишены. Только Адам, совмещая в себе два мира, духовный и материальный, мог справиться с этой задачей.[4]

Адам всматривался в животных, оценивал их, соотносил себя с ними, определял, соответствует ли кто-нибудь его природе или нет, и в конце сделал вывод, что ни одно из этих существ ему не пара и не партнёр по жизни.[5] И это — не мудрено. Творец привёл к нему животных, заранее зная, что пары Адаму среди них не отыщется. Но это должен был понять сам Человек.[6]

Адам дал всем животным имена.[7] В этих именах запечатлелись не только главные свойства животных, но и истинное их значение, их духовный корень, определяющий смысл их существования.[8]

Адам не только узнавал, кто населяет его мир. Давая имена животным, человек лучше узнавал себя. Душа Адама включала в себя все возможные свойства и наклонности. Чтобы выделить и изучить их, лучше всего было увидеть эти черты у других. И животные подходили для этой цели, как нельзя, лучше. Каждый из видов животных, обладая ярко выраженной характером и свойством, помогал Человеку узнать и отыскать это качество в себе. Имена животных, таким образом, обозначали элементы, структуру человеческого характера. Оценивая животных, Адам лучше понимал всю обширность и разнообразие сил, составляющих его собственную сущность.[9]

Человек был квинтэссенцией возможностей животного мира, в нём было всё. Он не мог сказать, что есть некая черта, свойственная животному, которой бы он сам не обладал, и которую не мог бы использовать себе во благо.[10]

На самом же деле человек наделён четырьмя свойствами земных тварей и четырьмя — ангелов. Человек питается и оправляется, как животное, размножается подобно им, а также умирает, как и все земные твари. Но зато человек выпрямлен, как небесные создания, он говорит, подобно ангелам служения. Человек обладает способностью к абстрактному мышлению (даат) и, наконец, его зрение качественно отличается от того, как видят животные.[11]

Не только живые существа были приведены на суд и оценку Человека. Ему дано было право окинуть взглядом весь мир, все части суши, все уголки земли, все виды земной поверхности. Те из них, которые он назвал пустыней, такими и стали, если обозначил местность пригодной для обитания человека, там впоследствии были основаны человеческие поселения.[12]

Разобравшись в других, Человек смог оценить себя. Тогда стало ясно и другое. Для осуществления своей задачи в мире, Адам нуждался в равноценном помощнике, а среди животных подходящего существа не нашлось, они пребывали на совершенно иной духовной ступени.[13]

В самом названии человека — «Адам» — отражена его двойственная природа. Если не находит в себе сил оторваться от животной сущности, от приземлённого взгляда на мир, то на первый план выступает производное от «адама» — земля. Если же ощущает себя возвышенным существом, в котором главное — духовная пища и связь с Творцом, то слово «адам» — сродни корню «димайон» — «подобие», как сказано[14]: «Эдамэ леэльон» — «уподоблюсь Возвышенному».

Но Адам пошёл ещё дальше. Он не только нарёк имена животным и явлениям, не только осознал и отыскал правильное определение самого себя. Первый Человек, ощутив глубокое значение языка, его силу и влияние, сумел дать определение самому Создателю. Именно тогда Адам произнёс сущностное четырёх буквенное Имя Творца, приблизительно обозначающее «Сущий», «Предвечный».[15]


[1] Даат Софрим.

[2] Абарбанель

[3] Хизкуни

[4] Пиркей де Раби Элиэзер, 13, 5-6, объяснение Маарзо — раби Зеева Вольфа Эйнъорна.

[5] РиБА, раби Йеуда бен Элиэзер

[6] Тур

[7] Мальбим, Берешит,2,19-20

[8] Рабейну Бхайе

[9] Мальбим.

[10] Там же. Торат Ор.

[11] Берешит Рабо, Матнот кэуна.

[12] Мидраш а-Гадоль

[13] Даат Софрим.

[14] Ишаяу, 14, 14.

[15] Хизкуни


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…