Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Можно ли делать отца посредником в сделке, разрешено ли просить родителей приготовить еду, можно ли будить отца

98. Сыну не следует делать отца посредником, например, посылать его купить землю или что-то другое или принять за сына что-то, даже ради мицвы. Например, не следует посылать отца сделать Кидушин[1], или проверить хамец в его доме в ночь четырнадцатое Нисана, или отделить труму и маасер[2], т.к. считается наглостью делать отца посредником. Но если отцу это приятно, тогда в этом нет запрета.

99. Если сын просит родителей приготовить завтрак, или кофе, или пришить пуговицу, пусть он не использует выражение, которые выглядит как приказание, но скажет просто: «Нельзя ли поесть?», «Моя пуговица порвалась». Также, если он хочет, чтобы мама осталась с его детьми, пусть просто скажет, что они с женой уходят и нельзя ли оставить детей.

100. Когда родители спят, дети должны быть осторожны, чтобы не устраивать шум, и нельзя будить родителей, даже если у сына будет денежная потеря, если не разбудит отца.

101. Но если сын знает, что отец будет рад, если его разбудят, и, наоборот, расстроится, если проспит, например он хочет пойти в синагогу, или вовремя прочесть Шма, тогда, если это возможно, пусть сын попросит другого разбудить отца, а если нет, пусть разбудит его сам. И ради молитвы вовремя можно будить отца только, если иначе он проспит все[3] время молитвы. А если у отца есть возможность заработать, но для этого нужно его разбудить, например, ключ от магазина под его головой, тогда можно будить, только если отец заранее приказал, чтобы его разбудили, если придет клиент.

102. Если обычно отец читает Шма по мнению Маген Авраама и сын видит, что отец проспит пусть он его разбудит. Но, если отец иногда полагается на мнение ГР"А[4] и сын не думает, что он расстроится, если проспит Шма по мнению Маген Авраама, тогда пусть его не будит, кроме как если отец его попросил разбудить, чтобы прочесть Шма по строгому мнению.

103. Если отца или мать зовут к телефону, а они спят, пусть сын их не будит, кроме как если он знает, что иначе они расстроятся, если их не позовут. Также, если позвонил важный человек и мудрец Торы, с которым отец будет рад поговорить, можно отца разбудить. И можно положиться на звонящего, если тот говорит, что отец будет недоволен, если его не разбудят. Но лучше в такой ситуации попросить кого-то другого разбудить отца.

104. Если звонят из синагоги и им нужен десятый для миньяна, а отец спит и он уже помолился, но сын знает, что отец будет рад, если его разбудят чтобы помочь, тогда можно его разбудить, но, если возможно, лучше попросить другого сделать это.

105. Если зашли гости и хотят поговорить с отцом, а тот спит, тогда пусть сын его не будит, кроме как если он уверен, что отец потом расстроится, если его не разбудили. А если пришел важный человек и мудрец Торы, тогда, наверно, отец будет рад, если его разбудят, и это можно сделать, но лучше попросить другого разбудить отца.

106. Если отец спит, и пришел бедняк или габай попросить цедаку, если сын знает, что отец будет рад, если его разбудят, например, он любит этого бедняка и всегда хочет дать ему пожертвование, тогда пусть сын разбудит отца. Но если сын не уверен, обрадуется ли отец, тогда пусть он его не будит.

107. Пусть сын не рассказывает родителям то, что их расстроит, если им это необязательно знать. Также, если отец заболел раком, [и знание об этом ничем ему не поможет[5]], тогда пусть сын ему не сообщает об этом. И если отец спрашивает сына о своем состоянии, и он в опасности, пусть сын не рассказывает об этом. А в крайних случаях пусть сообщит отцу не сам, а через других.


[1] Теоретически, по еврейскому закону можно обвенчаться без присутствия жениха, через посланника. Например, можно послать кольцо невесте через другого человека. Но нельзя использовать отца для этой цели, т.к. это считается неуважительным.

[2] Доли урожая, которые отдают священникам и беднякам.

[3] У каждой молитвы есть положенное время, и обычно это несколько часов, поэтому, даже если отец пропустит обычное время молитвы, часто еще остается время помолиться, см. ниже.

[4] Дело в том, что есть разные мнения до какого времени можно читать утреннее Шма. Мнение Маген Авраама более строгое и обычно последнее время Шма по этому мнению на 36 минут раньше чем по мнению ГР"А.

[5] Конечно, в каждом конкретном случае нужно посовещаться с докторами. Иногда ничего сделать уже нельзя и от знания отца ничего не изменится, но только его расстроит, и может даже ускорить приближение смерти. Но в других случаях, отец может еще выбрать разные методы лечения, и поэтому ему может быть полезным знать о его состоянии.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…