Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Научные достижения не создают моральные ценности. Исследование природы принципиально не может нести в себе ответ на вопрос, что такое хорошо и что такое плох

4. Является ли научный метод единственным методом познания?

Испокон веков умозрительные выводы мыслителей о мире и человеке принимались как неоспоримая истина. Но с появлением и развитием науки в XVI-XVII веках достоверными стали считаться только знания, полученные при помощи научного метода исследования[1].

Научная методика позволила получить объективные знания в самых разных областях, что принесло неоценимую пользу всему человечеству. А впечатляющие практические достижения научно-технического прогресса подтвердили истинность картины природы, которую предложила наука. В результате возник всеобщий консенсус, что единственным методом познания является научный метод, и что его следует применять и во всех остальных областях, включая сферу жизнедеятельности человека[2].

Таким образом, во всех вопросах познания наука призвана заменить религию и философию.

Возражение

Безусловно, научный метод, исключающий субъективность, является единственным средством познания материального мира. Но может ли он быть применён и к сфере духовной?

Как было разобрано в первой части книги, в Приложении 1, сфера субъективной ментальной деятельности человека не поддаётся исследованию на основе научной методики.

Поэтому такая область познания, как психология, многими учёными не определяется как наука, поскольку её методика изначально включает элементы субъективности, а также по причине невозможности точного предсказания будущего и независимой проверки — подтверждения или опровержения гипотез.

Так же обстоит дело и с социологией, которая пытается выявить теоретические закономерности поведения человеческого общества, но при этом не в состоянии предсказать его в точности на практике.

Другой аргумент, выявляющий несостоятельность претензий на тотальное господство научной методики, состоит в том, что наука раскрывает законы природы и возможность их использования, но не содержит в себе указания, для каких целей мы можем ими пользоваться. Так, учёные выяснили, как использовать атомную энергию, но людям приходится решать, использовать ли её для созидания или для разрушения, без какой-либо научной методики. Технологические достижения позволили необыкновенно облегчить жизнь человека, но никак не указали на то, каким образом этими благами нужно пользоваться.

Научные достижения не создают моральные ценности. Исследование природы принципиально не может нести в себе ответ на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо. Этические ориентиры не устанавливаются математическими уравнениями.

В отношениях между людьми наука также не помощник. Нельзя измерить никакими приборами любовь и ненависть, зависть и обиду. Невозможно решить с помощью научных методов, как поступать в той или иной жизненной ситуации. Колоссальное здание науки не поможет учёному ни в выборе жены, ни в построении счастливой семейной жизни, ни в воспитании детей, ни в саморазвитии, ни в поиске близких друзей, ни в отношениях с родителями, ни в создании творческой и доверительной атмосферы в лаборатории или на кафедре.

Произведения искусства не поддаются ни научному прогнозированию, ни научной оценке. Наука ничего не знает о красоте и уродстве, об ощущении мгновения и вечности, и т.д.

А главное, наука не способна указать смысл существования человека[3].

Вывод

Итак, научный метод строго ограничен материальной областью исследования и неприемлем для разрешения вопросов в человеческой жизни. Поэтому и заменить религию и философию в этих областях он не может.


[1] Научная методика описывается вкратце в подразделе 2.3.

[2] И даже если конкретные результаты пока не получены, сам подход от этого не меняется. Ведь в других областях те или иные результаты были постепенно достигнуты, а значит, всегда остаётся надежда на новые исследования.

[3] К. Поппер: «Важно осознавать, что наука не высказывается по “вечным” вопросам — о тайнах бытия или о назначении человека в этом мире». Popper, Karl R. Natural Selection and the Emergence of Mind.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.