Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Бо, Рош Ходеш, Месяц Нисан, Избавление, Магид из Дубно, Еврейская притча
Мидраш[1][2] приводит объяснение стиху «Месяц этот для вас — начало месяцев…»[3] и сказанному: «Счастлив народ, который избрал Б-г»[4]. Когда выбрал Всевышний этот мир, установил в нем отсчет месяцев и лет. Когда Он выбрал Яакова и его потомство, установил им месяц — время избавления. В этом месяце они были избавлены из Египта, и в этом месяце произойдет будущее избавление, как сказано: «Как в дни исхода твоего из земли египетской, явлю ему чудеса»[5]. В этот месяц Яаков получил благословения, и Всевышний в этом месяце заложил избавление народа Израиля, как сказано: «Первый он у вас из месяцев года». Следует понять, как связаны эти слова Мидраша с приведенным в нем стихом «Счастлив народ, который избрал Б-г». Для этого приведено сказанное пророком Йешаяу: «Не страшись, ведь не будешь опозорена, и не стыдись, ведь не будешь посрамлена. Ведь о позоре юности своей забудешь, и о бесславии вдовства своего не вспомнишь больше. Ведь Супруг твой, Создатель твой, Б-г Воинств имя Его, и избавитель твой Святой Израиля, Б-гом всей земли назовется»[6]. И сказано еще: «Как сочетается юноша с девушкой, так сочетаться будут с тобой сыновья твои, как радуется жених невесте, так возрадуется тебе Б-г твой»[7]. Разберем, о чем говорит здесь пророк.
Притча.
У одного человека была любимая единственная дочь. Он приметил очень умного, знающего парня, и решил выдать ее за него замуж. Но тот парень отправился далеко учиться, и сватовство не состоялось. Время шло, дочь надо было выдавать замуж, и отец, опасаясь, что она не захочет оставаться одна, сосватал ее за никчемного, недостойного парня, чтобы он ей быстро опротивел. Так и случилось. Через некоторое время супруги повздорили и развелись. Тем временем в город вернулся умный парень, и тот человек стал уговаривать его жениться на его дочери. Парень не хотел соглашаться, говоря: «Может и со мной случится то же самое — ты выгонишь меня из своего дома и отберешь у меня свою дочь!» Тогда тот человек позвал его к себе и сказал: «Знай, сын мой, что я вовсе не хотел предыдущего брака своей дочери. Я все время хотел выдать ее замуж за тебя, и не собирался отдавать никому другому. Но поскольку ты уехал, мне пришлось выдать ее замуж, чтобы она была пристроена, пока ты вернешься». В доказательство своим словам он повел парня в особую комнату, полную дорогой одежды, пошитой по его размеру еще до первого брака дочери. На каждом предмете было вышито имя этого парня. Комната все время стояла запертой, и первый муж девушки даже не видел всей этой одежды. Тогда парень поверил, что тот человек действительно с самого начала собирался выдать свою дочь за него, и он как бы будет считаться ее первым мужем.
Смысл этой притчи разъясняется пророком в стихе: «Не страшись, ведь не будешь опозорена, и не стыдись, ведь не будешь посрамлена. Ведь о позоре юности своей забудешь, и о бесславии вдовства своего не вспомнишь больше…» — тогда нам откроется, что все предыдущие избавления были лишь подготовкой основы для будущего избавления. И дальше сказано: «Ведь Супруг твой, Создатель твой. Б-гом всей земли назовется» — все, что происходило, было приготовлением для будущего избавления. А в доказательство этому Всевышний покажет нам «гардероб» — все чудеса, которые были совершены Им во время избавления сынов Израиля из
Египта. Ведь во многих из них не было тогда необходимости. И сказано: «Как в дни исхода твоего из земли египетской, явлю ему чудеса». Явлю — тогда, в будущем, откроются наши глаза, и мы сможем понять смысл каждого чуда, которое в ту пору казалось ненужным. Главной целью этих чудес было подготовить будущее избавление. Это является нам доказательством, что Всевышний всегда был нашим Б-гом, и не заменит нас до самого конца. Поэтому мудрецы привели стих: «Счастлив народ, который избрал Б-г» там, где они говорят: «Когда Он выбрал Яакова и его потомство, установил им начало месяца избавления. В этом месяце они были избавлены из Египта, и в этом месяце произойдет будущее избавление…» — все эти чудеса свидетельствуют, что постоянно Всевышний думает о нашем будущем и об окончательном избавлении.
[1] Теилим 14:1
[2] Мидраш Шмот Раба 15:11
[3] Шмот 12:2
[4] Теилим 33:12
[5] Миха 7:15
[6] Йешаяу 54:5-6
[7] Йешаяу 62:5
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.