Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Единственная дочь, которую пытались выдать за знающего парня

Мидраш[1][2] приводит объяснение стиху «Месяц этот для вас — начало месяцев…»[3] и сказанному: «Счастлив народ, который избрал Б-г»[4]. Когда выбрал Всевышний этот мир, установил в нем отсчет месяцев и лет. Когда Он выбрал Яакова и его потомство, установил им месяц — время избавления. В этом месяце они были избавлены из Египта, и в этом месяце произойдет будущее избавление, как сказано: «Как в дни исхода твоего из земли египетской, явлю ему чудеса»[5]. В этот месяц Яаков получил благословения, и Всевышний в этом месяце заложил избавление народа Израиля, как сказано: «Первый он у вас из месяцев года». Следует понять, как связаны эти слова Мидраша с приведенным в нем стихом «Счастлив народ, который избрал Б-г». Для этого приведено сказанное пророком Йешаяу: «Не страшись, ведь не будешь опозорена, и не стыдись, ведь не будешь посрамлена. Ведь о позоре юности своей забудешь, и о бесславии вдовства своего не вспомнишь больше. Ведь Супруг твой, Создатель твой, Б-г Воинств имя Его, и избавитель твой Святой Израиля, Б-гом всей земли назовется»[6]. И сказано еще: «Как сочетается юноша с девушкой, так сочетаться будут с тобой сыновья твои, как радуется жених невесте, так возрадуется тебе Б-г твой»[7]. Разберем, о чем говорит здесь пророк.

Притча.

У одного человека была любимая единственная дочь. Он приметил очень умного, знающего парня, и решил выдать ее за него замуж. Но тот парень отправился далеко учиться, и сватовство не состоялось. Время шло, дочь надо было выдавать замуж, и отец, опасаясь, что она не захочет оставаться одна, сосватал ее за никчемного, недостойного парня, чтобы он ей быстро опротивел. Так и случилось. Через некоторое время супруги повздорили и развелись. Тем временем в город вернулся умный парень, и тот человек стал уговаривать его жениться на его дочери. Парень не хотел соглашаться, говоря: «Может и со мной случится то же самое — ты выгонишь меня из своего дома и отберешь у меня свою дочь!» Тогда тот человек позвал его к себе и сказал: «Знай, сын мой, что я вовсе не хотел предыдущего брака своей дочери. Я все время хотел выдать ее замуж за тебя, и не собирался отдавать никому другому. Но поскольку ты уехал, мне пришлось выдать ее замуж, чтобы она была пристроена, пока ты вернешься». В доказательство своим словам он повел парня в особую комнату, полную дорогой одежды, пошитой по его размеру еще до первого брака дочери. На каждом предмете было вышито имя этого парня. Комната все время стояла запертой, и первый муж девушки даже не видел всей этой одежды. Тогда парень поверил, что тот человек действительно с самого начала собирался выдать свою дочь за него, и он как бы будет считаться ее первым мужем.

Смысл этой притчи разъясняется пророком в стихе: «Не страшись, ведь не будешь опозорена, и не стыдись, ведь не будешь посрамлена. Ведь о позоре юности своей забудешь, и о бесславии вдовства своего не вспомнишь больше…» — тогда нам откроется, что все предыдущие избавления были лишь подготовкой основы для будущего избавления. И дальше сказано: «Ведь Супруг твой, Создатель твой. Б-гом всей земли назовется» — все, что происходило, было приготовлением для будущего избавления. А в доказательство этому Всевышний покажет нам «гардероб» — все чудеса, которые были совершены Им во время избавления сынов Израиля из

Египта. Ведь во многих из них не было тогда необходимости. И сказано: «Как в дни исхода твоего из земли египетской, явлю ему чудеса». Явлю — тогда, в будущем, откроются наши глаза, и мы сможем понять смысл каждого чуда, которое в ту пору казалось ненужным. Главной целью этих чудес было подготовить будущее избавление. Это является нам доказательством, что Всевышний всегда был нашим Б-гом, и не заменит нас до самого конца. Поэтому мудрецы привели стих: «Счастлив народ, который избрал Б-г» там, где они говорят: «Когда Он выбрал Яакова и его потомство, установил им начало месяца избавления. В этом месяце они были избавлены из Египта, и в этом месяце произойдет будущее избавление…» — все эти чудеса свидетельствуют, что постоянно Всевышний думает о нашем будущем и об окончательном избавлении.


[1] Теилим 14:1

[2] Мидраш Шмот Раба 15:11

[3] Шмот 12:2

[4] Теилим 33:12

[5] Миха 7:15

[6] Йешаяу 54:5-6

[7] Йешаяу 62:5

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.