Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ваелех, Магид из Дубно, Еврейская притча
Обратимся к словам царя Давида: «Б-г, Б-г мой! Тебя ищу я! Жаждет Тебя душа моя, стремится к Тебе плоть моя на земле пустынной и изнемогаю я без воды. Так узрел я Тебя в святилище, чтобы увидеть Твою мощь и Твою славу»[1].
Притча.
Один человек шел по пустынной местности, и наткнулся на судно, которое выбросило на сушу, и все там были мертвы. Судно же было полно всякого добра. Этот человек провел в нем несколько дней, наслаждаясь едой. Наконец, он собрался домой, и стал размышлять, что ему стоит взять с собой: если он наберет золота и серебра, то умрет от голода прежде, чем доберется до ближайшего населенного пункта. А если возьмет еду и воду, то домой вернется с пустыми руками. В итоге он взял с собой провиант, чтобы не умереть, и всю дорогу горько рыдал: «Ох, как же мне жаль оставить тебя, дорогое судно! Как мне жаль, что я нашел тебя далеко в пустыне! Ведь если бы я нашел тебя рядом с домом, то смог бы забрать богатства, которыми ты изобилуешь! Но на мое горе, мне пришлось взять только пищу, чтобы поддерживать в себе жизнь!»
Смысл этой притчи в том, что когда наступает день из дней благоволения (имеются в виду 40 дней от начала месяца Элуль до Йом Кипура. Это дни особого благоволения Всевышнего к нам — прим.), мы не знаем, чего нам просить. Если попросим о духовных благах, которые дороже золота, на что проживем, и чем будем питаться? Ведь мы голодны и испытываем жажду. А если будем просить о материальных нуждах, то что станется с нашей душой, ведь она обнищала? Об этом и переживает царь Давид в приведенном выше стихе. Ведь настал благоприятный день, когда можно молиться и просить о своих нуждах, а он вздыхает: «Горе мне, ведь этот день встретил я, находясь в пустыне и изнемогая от жажды. И теперь надо мне молитвы свои направить на просьбу о пропитании, чтобы поддержать тело». Если бы только «Так узрел я Тебя в святилище…» — мы бы встретили этот день в святом Храме, в Иерусалиме, где не было недостатка ни в чем материальном, то просили бы только «увидеть Твою мощь и Твою славу». А что еще можем сказать мы, о которых сказано: «Приклони, Б-г, ухо Твое и услышь. не полагаясь на праведность нашу мы молим тебя, а полагаясь на Твое великое милосердие»[2]. И самый верный признак тяжести болезни, это когда больной даже не ощущает, что болен.
Притча.
Врач пришел навестить больного. Когда больной его увидел, то подозвал и сказал: «Ты должен мне сто золотых. Когда ты мне их вернешь?» Тогда врачу не потребовалось его осматривать, так как стало ясно, что этот человек в большой опасности, ведь он даже не ощущает боли и не просит врача об излечении.
Смысл этой притчи в том, что об этом и говорил Даниэль Б-гу: «Если Ты хочешь видеть, насколько мы духовно обнищали и опустели, то обрати внимание, что молимся мы только о материальных нуждах, и никто не просит о праведности, как сказано: “И нет призывающего имя Твое, пробуждающегося держаться за Тебя”»[3] — то есть, служить Ему. И это то, о чем сказано: “Приклони, Б-г, ухо Твое и услышь. не полагаясь на праведность нашу мы молим Тебя, а полагаясь на Твое великое милосердие” — на это направлены все наши молитвы.
[1] Теилим 63:2-3
[2] Даниэль 9:18
[3] Йешаяу 64:6
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы “Байт Сфаради”, за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.