Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О свободе выбора и уровнях души человека

Теперь же рассмотрим более детально, каким образом идея выбора заложена во всем человеческом существе.

Живость, дух и душа — нэфэш, руах и нешама

«Пять имен даны ей: нэфэш (животная душа), руах (дух), нешама (душа), йехида (единая), хая (живая). Нэфэш — это кровь, как сказано: “Ибо кровь есть душа (нэфэш)” (Дварим 12). Руах — то, что поднимается и опускается, как сказано: “Кто знает, дух (руах) сынов человеческих, поднимается ли он наверх” (Коэлет 3). Душа (нешама) — это сердце, как говорят люди: у него доброе сердце. Жизнь (хая) — все органы мертвы, а эта живая в теле. Единая (йехида) — все органы по двое, а эта одна в теле» (Брэшит Раба 14:9).

Мы говорим о трех из этих частей: нэфэш, руах и нешама, потому что две высшие части сами по себе являются высокими и возвышенными по своему достоинству. В человеческом существе нет «сосуда», который вмещает их, и нет у них отражения в человеческих поступках. Они «витают» и «окружают» человека, влияя «со своего места» на его святость и духовность.

Нэфэш: это низшая ступень человеческой натуры. «Связь с телом» назвал ее Виленский Гаон (комм. на Мишлей 22:5). Это та точка, где все уровни души соединяются с телом. Ее суть совпадает с животной душой остальных живых творений. Именно там сосредоточены все страсти, все плотские устремления человека.

Нешама: это частица из высшего мира, которая дана человеку: «чистая душа, которую Ты дал мне». Ее задача — мыслить. Суть ее: чистая система познаний разума, лишенная даже крупицы телесности. Ее называет Мишна: «слава Господа», «слава Сотворившего». И как объясняет Рамбам: «Когда мудрецы говорят: “тот, кто не жалеет славу Сотворившего его”, то имеют в виду того, кто не жалеет и не милует свой разум, ибо разум есть слава Господа» (комментарий на Мишну, Хагига гл. 2).

Нешама — это точка соединения человека с его Создателем, как говорит Рамбам: «Этот разум, который даровал нам Господь, есть средство соединения нас с Ним» (Морэ Нэвухим 3:53). Высоту ее сущности и силу ее святого достоинства объясняет Рамбан: «“И вдунул в ноздри его душу живую” — здесь Писание намекает нам на основу и тайну достоинства души, ибо упомянуло в ней полное имя Бога и сообщило, что вдунул в ноздри человека душу живую, то есть, что она не произошла в нем из земных элементов, подобно сказанному о душе всех движущихся живых существ (Брэшит 1:20), и также не образовалась из бесплотных умов (ангелов), но она есть дух великого Господа, из уст Его знание и разумение, ибо тот, кто дует в ноздри другого, передает ему часть своей души, и об этом сказано: “И душа Господа дает им разумение” (Иов 32:8)» (Брэшит 2:7).

Руах: который поднимается и опускается, он способен поднять человека до уровня высших миров, чтобы весь он стал как душа (нешама), или спустить его вниз к уровню тела. Как объясняет рабейну Йона, комментируя стих: «Кто знает, дух сынов человеческих, поднимается ли он вверх, а дух скота, опускается ли он вниз к земле» — «Душа злодея называется душой скота, ибо она тянется за своими страстями, подобно скоту. А душа праведных называется душой сынов человеческих» (Шаарэй тшува, шаар 2).

Сердце есть сосуд, где живет дух человека. Тут место его чувств, желаний и качеств характера. Это точки его соприкосновения и связи со всем, что происходит в его жизни. С другими людьми, с тем, что его окружает, с творением и ее Творцом. Там обитают любовь к Господу и трепет перед Ним, любовь к ближним и к своей семье, ненавистное ему и его страхи, его гнев и его жалость. Возвышенные чувства, и огорчения низости. Из этого места дух человека устремляется как вверх, так и вниз.

Способность выбора в системе духа (руах)

«Который поднимается и опускается», приподнимает ил понижает все эти системы. Дух может исправить их надлежащим образом или, не дай Бог, уничтожить их. В правильной форме: системы нэфэш и руах находятся в подчинении у системы нешама. Мудрость, разумение и знание, которые пребывают в человеческом мозге, облечены полнотой власти, являясь главой всех человеческих дел. Эта система управляет системой качеств характера человека, его любовью, страхом и т.д, которые сосредоточены в его сердце.

И они приподнимают низшую систему нэфэш от ее земного уровня (низкие страсти тела), чтобы она целиком устремилась к делам духа.

Здесь находится ответ на вопрос, откуда берется у человека сила подняться выше того духовного уровня, на котором он находится. И как говорит Рамхаль: «Теперь надо нам понять, откуда берется у человека сила исправлять свои изъяны, ведь он создан ущербным» (Даат твунот 30). Разобравшись с устройством человеческого существа, мы находим ответ, как мы уже сказали. В душе есть силы поднять все части человеческой натуры: систему руах, систему нэфэш. Это устройство человеческой природы, представляющее собой уровни, спускающиеся в своем развитии один за другим, низший происходит из того, что над ним, цепляющиеся один за другой, подобно кольцам в цепочке, именно оно дает возможность человеку расти.

И не только это, но и свою долю в Торе получает человек вместе со своей душой: «И свеча горит над головой его, и он смотрит и видит от края мира до другого края, как сказано: “Когда свеча Его светит над головой моей, с Его светом пойду я во тьме”. И не удивляйся, ибо бывает, что человек спит в одном месте, но видит сон про совсем другое далекое место. И нет таких дней, когда было бы человеку лучше, чем в эти дни, как сказано: “Кто положит меня как в месяцы древне, как в дни, когда Бог хранил меня”. Что это за дни, в которых есть месяцы, но нет годов? Это месяцы беременности. И тогда обучают его всей Торе» (Нида 30б).

Совершенство человека сокрыто в этой системе святости — в чистой душе. Человеку надлежит раскрыть ее, что делается посредством очищения и возвышения низших систем его сущности, чтобы они не закрывали тот свет, который уже есть в человеке.

Цель творения человека — это его выбор, который находится здесь, в системе руах — в центре его жизни. «Виленский гаон в своем толковании на книгу Сафра де-цниюта пишет, что главное в человеке — это его качество руах, который поднимается и опускается» (Ор Тора, Ицхак Айзик Ховер, 147).

И так имя человеку: выбирающий-говорящий: «Говорящий дух» («Руах мемалела») — и как известно, имя есть указание на сущность.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.