Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

О ряде законов и обычаев, связанных с едой и продуктами питания. Часть 5. О кошерности нашего молока

Из цикла «О ряде законов и обычаев, связанных с едой и продуктами питания», темы: Мясное и молочное, Кашрут, Алаха, Еда, Рав Лейб Нахман Злотник

Корова как долговечный предмет. Аннулирование некошерного молока.

В отношении кошерности молока существует целый ряд вопросов, которые должны контролироваться специальными раввинскими организациями, ответственными за кашрут продуктов питания. Так, например, необходимо быть уверенным в том, что во время доения не были нарушены законы субботы и еврейских праздников, чтобы животных не кормили квасным в Песах и т.д. Но есть и другой, совершенно принципиальный вопрос, связанный с кошерностью этого базового продукта питания, о котором задумываются не все.

Согласно современным данным, среди взрослых особей крупного рогатого скота (по-простому, коров и быков), отправляемых на убой в странах Европы, пригодными в пищу с т.з. еврейских законов кашрута, оказываются менее 70%, а среди молодняка — иногда даже менее 50%. В Израиле положение вещей намного благополучнее, но и здесь порядка 10% коров не отвечают требованиям кошерности. Исходя из правила, согласно которому все, что выходит из некошерного, тоже является некошерным, наше молоко представляет собой смесь кошерного с некошерным. Смесь, в состав которой вошли разрешенная и запрещенная жидкости, запрещена Торой если запрещенной жидкости в этой смеси больше, чем разрешенной. Наши мудрецы разрешают употреблять (постфактум) смесь разрешенной и запрещенной жидкостей лишь в том случае, когда объем разрешенной жидкости в смеси в шестьдесят и более раз превышает объем запрещенной (а в отношении некоторых запретов концентрация запрещенного компонента смеси должна быть намного меньше). И если так, то как же мы можем употреблять в пищу молоко и молочные продукты? Начнем с того, что априори запрещено допускать попадание любого количества запрещенного продукта в разрешенный. И только когда мы имеем дело с уже смешавшимися продуктами, при определенных условиях эту смесь можно разрешить постфактум. Правило гласит, что аннулирование запрещенного продукта при его смешивании с разрешенным (т.е. такое растворение, в результате которого запрещенным продуктом можно пренебречь и не учитывать его в смеси из-за ничтожного количества этого продукта по отношению к разрешенному) происходит только при определенном соотношении их объемов. В частности, если речь идет о смеси некошерного и кошерного молока, то соотношение их объемов не может превышать 1 к 60 соответственно.

В современных условиях, как мы это видим из приведенных выше фактов, понятно, что с учетом соотношения объемов молока, надоенного от некошерных и кошерных коров и поступающего в производство, об аннулировании не может быть и речи. Тем не менее, выпускаемая в итоге молочная продукция разрешена. Почему это так? Постараемся ответить на этот вопрос, начав с нижеследующего примера. Какова продолжительность «жизни» фарфоровой или фаянсовой тарелки? Конечно, это во многом зависит от того, кто, где и как часто ей пользуется. В семье с маленькими детьми и при постоянном пользовании посуда периодически бьется, и у тарелки меньше шансов «прожить» долго. А у пенсионеров старой закалки сервиз может продержаться годы и даже перейти по наследству следующему поколению — в целости и сохранности. Фарфоровая тарелка, даже более тонкая и хрупкая, выставленная в качестве экспоната в музее за пуленепробиваемым стеклом, может радовать глаз посетителей на протяжении веков, если не случится какого-нибудь форс-мажора. Но есть предметы другого плана, которые очень быстро выходят из строя даже если поместить их в сейф, где к ним никто не прикасается. Именно так, например, происходит со многими натуральными продуктами питания. Другими словами, если абстрагироваться от внешних воздействий, то некоторые предметы, в силу своего состава или технологии изготовления, могут просуществовать долго, а иные — лишь непродолжительное время.

К живым коровам (как и к прочим представителям животного мира), которые в подавляющем большинстве рождаются физически здоровыми и только потом, в результате внешних обстоятельств (травм, болезней, внешнего ветеринарного вмешательства и т.д.) становятся некошерными («трефа»), в рамках законов о кашруте относятся как к долговечному предмету (их можно уподобить «тарелке» из вышеприведенного примера). Поэтому мы должны учитывать только процентное соотношение некошерных новорожденных животных по отношению к кошерным, а оно гораздо ниже, чем один к шестидесяти. Тем более, что до того времени, когда корова начинает давать молоко, многие нездоровые с рождения особи просто не доживают. Поскольку соотношение незначительно, то происходит аннулирование некошерного молока в кошерном и все молоко разрешено.

Из журнала Мир Торы


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…