Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

О ряде законов и обычаев, связанных с едой и продуктами питания. Часть 4

Из цикла «О ряде законов и обычаев, связанных с едой и продуктами питания», темы: Кашрут, Шхита, Алаха, Еда, Рав Лейб Нахман Злотник

Критерии кошерности рыбы. Можно ли употреблять в пищу рыбу, умершую своей смертью.

4. О кошерности мертвой рыбы

Мы знаем, что кошерность рыбы регулируется наличием плавников и чешуи, а также отсутствием в ней паразитов. Ни Тора, ни мудрецы не заповедали делать рыбе «шхиту». Но является ли кошерной та рыба, которая умерла своей смертью? Нужно сразу оговорить, что умершая своей смертью рыба, согласно принятому закону, разрешена в пищу, хотя были и такие мудрецы Торы, которые считали иначе. Поэтому приведенная ниже информация носит, в основном, теоретический характер.

Рамбам[50] пишет, что если рыба умерла своей смертью, ее разрешено есть. Комментируя слова Рамбама, автор книги «Байт Хадаш»[51] пишет, что можно было бы подумать что только такая рыба, которая была поймана живой, разрешена в еду без «шхиты», но та, которая умерла прежде, как попала в руки человека, запрещена. Поэтому Рамбам специально подчеркивает, что умершая в водоеме рыба разрешена в пищу.

Тем не менее, согласно ряду крупных авторитетов Торы, умершая в водоеме рыба запрещена в пищу[52]. Почему они так считали? Какая вообще разница, когда и как она умерла, если в любом случае нет специальных правил о том, как умертвить рыбу, чтобы сделать ее пригодной для еврея? В книге «Яд Ханох»[53] приведено следующее объяснение. Закон о том, что рыбам (а также кошерным видам саранчи, в отношении которых традиция у ашкеназских евреев и многих других общин была утеряна) не нужно делать «шхиту», методом исключения выводится из Торы[54] а именно из обязанности делать «шхиту» чистым видам животных. Но помимо запрета употреблять мясо чистых видов животных, если им не сделали «шхиту», есть также запрет употреблять их в пищу, если они умерли своей смертью[55]. И в отношении последнего требования нет у нас специального толкования, которое позволило бы исключить рыб, выведя их за рамки данного ограничения. Быть может, именно этот факт и послужил причиной для ряда законоучителей, полагавших что умершая сама по себе рыба запрещена.


[50] «Мишнэ Тора», «Илхот шхита» 1.3.

[51] «Йорэ Дэа» гл.13.

[52] Рав Саадья Гаон, слова которого приведены в книге «Кесеф Мишнэ», там же.

[53] П.40.

[54] Бамидбар 11:22.

[55] Дварим 14:21.

Из журнала Мир Торы


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…