Темы: Любовь, Муж и Жена, Вторая мировая война
Мои прекрасные друзья, я рассказал вам много историй. Одна история даже повествует о возвращении людей с того света. А эта история будет о том, что может удержать человека на этом свете.
Если вы очень хотите увидеть кого-то, вы можете сохранить его жизнь — и вы можете сохранить свою жизнь.
Друзья мои, что нам дано знать? О плохом и о хорошем, которому суждено случиться, — что мы можем знать?
Накануне вторжения Гитлера в Польшу в одном из еврейских кварталов Польши играли хасидскую свадьбу. Жениху было только 17 лет, а невесте и того меньше — 16. Это был не совсем обычный шидух: молодые виделись до хупы всего несколько минут… Люди надеялись, что этого им будет достаточно, чтобы познакомиться, а с остальным они справятся после свадьбы. Что нам дано знать? Сегодня пары встречаются сто раз, прежде чем пожениться, а этого всё равно оказывается мало, чтобы узнать друг друга.
После свадьбы молодые муж и жена пришли домой. Жена посмотрела на мужа злыми глазами и проговорила:
— Ты же не думаешь, что я и правда с тобой останусь? Да я совсем не люблю тебя! Ты мне противен! Видеть тебя не хочу!
С этими словами она выскочила из дома и хлопнула дверью. А он остался один — шокированный, оскорбленный, униженный.
На следующий день в Польшу вошли немцы. Молодой хасид был одним из первых арестованных. Чудесным образом он выжил. Он знал, что его родители были убиты, что все братья и сестры были убиты. Он был очень зол на свою сбежавшую жену, и всё же так хотел знать, жива ли она.
Всё время он искал ее, спрашивал — но не находил никого, кто слышал бы хоть что-то о его жене. Когда закончилась война, он приехал в Лодзь. По городу бродили евреи, тоже искали своих родственников, как и он.
И вот однажды он поворачивает голову и видит: кто это? Его жена! Она смотрит на него и говорит ему вот что:
— Тысячу раз я должна была умереть. Миллион раз я должна была попасть в газовую камеру. Но я знала, что обязана остаться в живых, чтобы увидеть тебя. Чтобы попросить у тебя прощения. Прошу тебя, прости меня. Я не знала, как сильно я тебя люблю.
— Мы виделись только несколько минут, а ты так ужасно со мной обошлась… Знаешь ли ты, как много ты для меня значишь? Знаешь, что сохранило мне жизнь?
Она перебила его:
— Хочешь знать, что сохранило мне жизнь? Только одно: я должна была выжить и увидеть тебя после войны.
* * *
В первый шабат после прибытия этой пары в Америку они были гостями в доме моего отца и рассказали нам свою историю.
Несколько недель назад я получил приглашение на бар-мицву их внука. Мазаль тов!
Друзья, когда вы любите кого-то, вы можете поддерживать в них жизнь — даже издалека.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.