Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Персидский царь в рваном одеяле, съестные посылки от Красного Креста и Пуримшпиль в немецком концлагере…

Их привозили из Освенцима несколькими группами, человек по двадцать. Человек? Скорее, они были похожи на скелеты: треугольные лица, заостренные подбородки, впалые щеки, вместо губ — синеватые полоски. Единственной заметной чертой были их глаза: необычайно большие и странно блестящие, почти светящиеся. На жаргоне концлагерей такой человек назывался «музельман» — мусульманин. Прозвище означало не только крайнюю степень физического истощения: это были ходячие мертвецы, потерявшие желание жить.

«Мусульмане» были родом из Лодзи. Когда из Освенцима их привезли сюда, во внешний лагерь Дахау №10, они сначала думали, что попали в рай. Лагерь стоял посреди пасторального пейзажа, окруженный лугами и полями. Но немцы в Дахау были теми же садистами и убийцами, что и в Освенциме. Большинство лодзинцев умерли вскоре после прибытия — от каторжных работ, избиений и голода.

Дахау не был лагерем смерти, и его заключенные с ужасом слушали рассказы о том, как в Освенциме каждый день убивают газом тысячи евреев. Эти истории казались им невероятными. Газовые камеры в Дахау не использовались для массового уничтожения: там «только» проводились эксперименты по воздействию отравляющих газов на людей.

Некоторые лодзинцы рассказывали, что уже стояли раздетыми перед газовыми камерами, когда им вдруг приказали одеться и отправили в Германию. Немцы, должно быть, действительно нуждались в рабочих, если отправляли из Польши даже доходяг.

К марту 1945 года в живых их них осталось лишь несколько человек. Одного из них называли «Хаим Раввин». Никто не знал, был ли он на самом деле раввином, но он всегда мыл руки и произносил благословения перед едой, знал даты еврейского календаря и помнил наизусть молитвы. Время от времени, когда немцы не видели, он приглашал и других евреев помолиться Маарив с ним вместе. Может, он и не был настоящим «музельманом»: даже после Освенцима продолжал лелеять надежду выжить, жениться и завести десятерых детей…

Как-то в середине марта, в воскресенье, заключенным дали выходной. После завтрака, состоящего из ломтика заплесневелого хлеба, крошечного кусочка маргарина и коричневой тепловатой воды, заменяющей кофе, все пошли обратно в бараки, чтобы выспаться, но, не доходя до бараков, невольно начали поворачивать головы в сторону.

Там, на снегу, стоял «Хаим Раввин». На голове его была бумажная корона, сделанная из мешка из-под цемента, а на плечах висело рваное одеяло. Одеяло, видимо, выполняло роль мантии, поскольку к нему были прикреплены звезды, вырезанные из того же мешка.

Все заключенные — и евреи, и не евреи — уставились на Хаима. Ничего подобного они никогда не видели. Хаим приплясывал на снегу и выкрикивал странные слова: «Амана на виселицу! Амана на виселицу!» А потом запел на смутно знакомый мотив: «Я Ахашверош, Ахашверош, царь персов!»

Все решили поначалу, что бедный Хаим потерял разум. Но глаза его были совершенно ясны, когда он, задрав голову и по-царски вытянув правую руку, продолжал: «Амана на виселицу! И когда я говорю “Аман”, мы все знаем, о каком Амане идет речь!»

Человек пятьдесят окружили новоиспеченного «персидского царя», но даже евреи не могли взять в толк, что он говорит и зачем нацепил на себя корону и одеяло со звездами. «Хаим Раввин» посмотрел вокруг себя и воскликнул на идише: «Евреи, что с вами?! Сегодня Пурим! Давайте сделаем Пуримшпиль

Слово «Пурим» отозвалось чем-то далеким, теплым, детским: костюмами, «ушами Амана», праздничной суетой, горячими пельменями… Только Хаим и помнил про Пурим, но когда он предложил разыграть пуримскую историю, в толпе начали улыбаться. «Ты будешь Эстер, ты — Мордехай, ты — Вашти… Кто готов быть Аманом?» — распоряжался Хаим, и лица евреев светлели, преображались.

— А мишлоах манот, съедобные подарки, тоже будут? — спросил кто-то, вспомнив из детства еще одну радость Пурима.

— Конечно, будут! — пообещал Хаим. Никто ему не поверил, но это было неважно. Все танцевали, пели и веселились на снегу, почти не чувствуя голода.

И все же чудо произошло. Международный Красный Крест впервые направил свою делегацию в Дахау именно в тот мартовский день. Евреи не верили своим глазам, принимая из рук этих людей самые драгоценные мишлохей манот, которые им приводилось получать: каждому досталось по целой банке сгущенки, по маленькой плитке шоколада, по коробочке кускового сахара и по пачке сигарет.

Можно ли представить себе их радость? Можно ли ее описать? Они умирали от голода, и вдруг в Пурим — небесные дары, как обещал «Хаим Раввин». Евреи обменивались полученными посылками друг с другом, веселились и пировали так, как будто не было вокруг них колючей проволоки, как будто не стояли на вышках солдаты с автоматами…

Предсказание «Хаима Раввина» сбылось всего два месяца спустя. Аман XX века по имени Адольф Гитлер «отправился на виселицу», застрелившись в Берлине, а узники Дахау были освобождены.

В этой истории есть какая-то ошибка. Либо рассказчик неточно ее запомнил, либо «Хаим Раввин» что-то перепутал. Пурим в 1945 году пришелся на вторник, 27 февраля: это была не середина марта и не воскресенье. Но в тот счастливый день евреи Дахау исполнили две из четырех заповедей Пурима: праздничный пир и веселье и обмен съестными подарками. Даже если настоящий Пурим они пропустили и праздновали его не вовремя — кто их осудит? Ведь может быть, именно в этот день силы их были совсем на исходе, и только пуримский свет дал им надежду дожить до свободы.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…