Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ницавим, Магид из Дубно, Еврейская притча
И укрепи это в сердце своем среди всех народов, к которым изгнал тебя Б-г»[1].
Для того, чтобы разъяснить это, приведем сначала слова Мидраша[2]: «Яви мне облик свой» — это то, что сказано: «Явитесь и будете лицезреть избавление, посылаемое Б-гом»[3].
Эти слова мудрецов непонятны. Но знай, что они велели нам[4]: «Ответит тебе Б-г в день бедствия» — включите и страдание Б-га в свои, как сказано: «С ним (имо) Я в бедствии». Слово имо подразумевает «в его сердце». Человек должен в сердце своем переживать за то, что и Б-г страдает. Этот совет дает нам и пророк Ирмеяу: «Встань, взывай в ночи, в начале каждой стражи (стража — мудрецы делят ночь на несколько частей, и переход из одной в другую называется стража — прим.), изливай сердце свое как воду перед ликом Б-га»[5].
Притча.
Один богатый отец разгневался на сына и выгнал его из дома. Ему пришлось скитаться с места на место, в бедности и лишениях. Отец переживал из-за страданий сына, но сдерживал свое сострадание, чтобы сын получил по заслугам. Однажды один из друзей отца встретил его сына, и увидел, что тот очень плохо выглядит. Он обратился к нему: «Послушай-ка, что я тебе посоветую. Знай, что твой отец, хоть и находится дома, и ему всего хватает, тоже поник и осунулся от переживаний за тебя. Поэтому пойди возьми зеркало, повесь себе на грудь и явись к отцу с такими словами: “Смотри, дорогой отец, как ты выглядишь! Ушло былое величие твоего облика! Поэтому, дорогой отец, прими меня назад, если не ради меня, то ради себя!”»
Смысл этой притчи можно разъяснить словами пророка: «Ведь обезображен лик его, как ни у кого, и образ его не похож на человеческий»[6]. И сказано в книге Зоар[7]: Когда был разрушен Храм, Шхина отправилась в изгнание в чужие земли. Написано в книге Йешаяу[8]: «Ангелы… горько плакали» — они плакали об изгнании Шхины с места ее пребывания, из Храма. В изгнании она изменилась и лучи ее не светили прежним светом, как написано в книге Йешаяу[9]: «Погасло солнце при выходе своем». И сказано: «Ведь обезображен лик человека».
Поэтому вот совет: «Встань, взывай в ночи, в начале каждой стражи, изливай сердце свое как воду перед ликом Б-га». Ведь вода, она как зеркало, находящееся напротив лика Б-га. Всевышний как бы посмотрит в нее, и увидит, что как будто «обезображен лик Его» — где сияние Его святости? Где Его величие, и величие Его Шхины и Его Торы? Тогда можно просить: «Сделай для Тебя, а не для нас!» И это то, что сказано: «Яви мне образ Твой» — покажи меня зеркалом твоим, — «дай мне услышать голос Твой». И об этом сказали мудрецы: Это как то, что сказано: «Явитесь и будете лицезреть избавление, посылаемое Б-гом». И об этом сказано: «Не будешь ли знать, красивейшая из женщин…»[10] — даже не думай переживать о страданиях твоего тела. Думай только о Славе Моей. Тогда в отношении тебя будет действовать правило: «Тому, кто молится о другом человеке, а ему самому тоже нужна эта вещь, будет отвечено первому». И это то, что сказано: «И укрепи в сердце твоем» — ведь и Б-г твой тоже там.
«И вернешься до Б-га твоего, и будешь слушаться Его»[11].
И сказал пророк: «Женщины, пребывающие в покое, встаньте, слушайте глас Мой. Дочери беспечные внимайте слову Моему, год за годом трепетать будете беспечные»[12]. Сказано в начале Мидраша (Эйха): Если бы вы удостоились, читали бы в этот день в Торе: «Ведь в этот день искупится вам, очистить вас…»[13]. А теперь, поскольку вы не удостоились, вы читаете: «Нечистота ее на подоле ее»[14].
Разъяснение этому: Есть два высказывания, которые пробуждают нас к Дням Раскаяния (Дни месяца Элуль и от Рош а-Шана до Йом Кипура — прим.). Одно: «Требуйте Б-га, когда Он находится (среди вас)»[15] — о нем сказали мудрецы: «Это десять Дней Раскаяния». Второе высказывание: «Счастлив тот, чье преступление прощено, чей грех закрыт»[16]. Разница между ними в том, что Дни Раскаяния делятся на две части. Десять дней Раскаяния — в начале нового года, когда нам необходимо подготовить себе все необходимое на весь будущий год. Другой статус у дней месяца Элуль. Они — в конце года, и в эти дни мы дополняем и завершаем работу всего прошедшего года.
Притча. Помещик заказал мастерам большую работу. Когда они закончили ее, прежде, чем передать хозяину, они тщательно рассматривают свое изделие, и проверяют, не забыли ли чего. Ведь нельзя сдать хозяину незаконченную работу.
Так и мы должны в месяц Элуль, прежде, чем представим свои деяния на протяжении всего прошедшего года перед Творцом в Рош а-Шана, тщательно проверить и просмотреть их. Об этом и сказано: «Счастлив тот, чье преступление прощено, чей грех закрыт».
[1] Дварим 30:1
[2] Мидраш Шир а-Ширим 2
[3] Шмот 14:13
[4] Ялкут Теилим 20:2
[5] Эйха 2:19
[6] Йешаяу 52:14
[7] Недельная глава Ваешев 182:1
[8] Йешаяу 33:7
[9] Йешаяу 13:10
[10] Шир а-Ширим 1:8
[11] Дварим 30:2
[12] Йешаяу 32:9-10
[13] Ваикра 16:30
[14] Эйха 1:9
[15] Йешаяу 55:6
[16] Теилим 32:2
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.