Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Незначительное преступление следует считать тяжким. Для этого есть четыре причины.

Принцип десятый

35. Изменить свое поведение в том, что нарушил. Если смотрел на женщин — пусть опускает глаза. Если злословил — пусть изучает Тору. И пусть старается, чтобы в исполнении заповедей участвовали те части тела, которые совершили преступление. И так сказали мудрецы: «Праведники вновь становятся желанным тем же, чем согрешили». А также сказали: «Если ты совершил множество преступлений, исполни против них множество заповедей». Ноги, быстро бегущие ко злу, пусть бегут к исполнению заповедей. Язык лживый — пусть же нёбо его произносит правду, и уста раскроются мудростью, и Учение милосердия пусть будет на языке его. Руки пролили кровь — пусть щедро раскроет руку свою для бедных братьев своих. Глаза надменные — да будет смирен и да потупит глаза свои. Сердце предается преступным мыслям — пусть будут в нем слова Торы, и мысли /сердца/ его пусть будут о познании. А кто поссорил братьев своих, пусть стремится к миру.

Принцип одиннадцатый

36. Изучение своих поступков. Как сказано (Эйха 3;40): «Поищем и исследуем пути наши и обратимся ко Всевышнему». Сделать это следует ради трех вещей. Первое: пусть помнит все, в чем согрешил, и исповедуется во всем, ибо исповедь — одна из важнейших принципов искупления. Второе: чтобы знал, сколько у него грехов и преступлений, и оттого стал бы еще более смиренным. И третье: хотя обязался оставить любое преступление, нужно ему знать, в чем преступил, дабы оградить себя и беречься злого начала. Потому что он склонен к этим проступкам, — однажды преступил, и злое начало овладело им. Таким образом, душа его больна от тех проступков, а больной, когда начинает выздоравливать, должен беречься от многого, что может вернуть болезнь.

Принцип двенадцатый

37. Нужно исследовать, узнать и познать серьезность наказания за каждое преступление. За что полагается наказание плетьми, за что — карэт /ранняя смерть без потомства/ и за какое преступление полагается смертная казнь, — дабы знал размеры собственного преступления, когда станет исповедоваться. И станет он с горечью оплакивать тот проступок, которым беспредельно разгневал Всевышнего, чтобы стать еще более смиренным и страшиться своих преступлений. Потому что раскаяние лишь начало искупления тяжких преступлений, а завершают его страдания. И так написано (Ирмия 2;23): «Посмотри на путь свой в долине и познай, что ты натворил». Этот принцип мы подробнее разъясним в третьем разделе.

Принцип триннадцатый

38. Незначительное преступление следует считать тяжким. Для этого есть четыре причины. Первая: не нужно думать о незначительности проступка, но следует помыслить о величии Того, Кто о нем заповедал. Вторая: потому что злое начало властвует там, где преступление незначительно. Возможно, что это незначительное станет поводом постоянно так поступать, и тогда эти незначительные проступки станут тяжкими преступлениями, поскольку наказания полагаются за каждый проступок, и вместе собираются в наказание как за тяжкое преступление. Пример тому шелковая нить, слабая и тонкая, — если ее сложить много раз, она превратится в крепкий канат. Третья причина: если человек постоянно повторяет преступление, совершать его становится как бы дозволенным в его глазах, и тем самым человек снимет с себя бремя обязанности и не станет остерегаться этого преступления. И будет он считаться «сбросившим с себя бремя обязанности» (пор-кей оль) и «отрицателем одной» из обязанностей (см. далее). И четвертая причина: если уж злое начало победило человека в малом, то вскоре победит и в великом. Как сказали мудрецы, кто в гневе бьет посуду, да будет в твоих глазах идолопоклонником. И сказано (Берешит 4;7): «Если пойдешь по прямому пути, возвысишься». Это значит — отчего ты разочарован? Если пойдешь по прямому пути и вернешься ко Мне, то возвысишься, как сказано (Иов 11; 15): «Тогда вознесешь беспорочно лицо свое». А так же можно объяснить, как «получишь прощение». «А если не пойдешь по прямому пути — у врат ждет тебя преступление». Если не раскаешься в том, что совершил, с тобой останется не только прежнее преступление. Ибо злое начало ждет тебя у ворот, чтобы привести к преступлению во всех твоих деяниях. Однажды победив, оно постоянно побеждает тебя и ставит тебе ловушки, — а ты попадаешься в них снова и снова и не возвращаешься с раскаянием ко Всевышнему. «И к тебе страсть его», — сбить тебя с ног. И оно постоянно поджидает тебя. «А ты властвуешь над ним», — если захочешь его побороть. Поэтому полагается наказание за преступление, поскольку Всевышний дал тебе возможность совладать со злым началом.

39. И сказал Шломо (Мишлей 13; 13): «Пренебрегающий словом (Всевышнего) причиняет себе вред, боящемуся же заповеди — воздастся». Здесь речь идет о тех, кто пренебрегает незначительными проступками, — они причиняют себе вред, как уже было упомянуто. «А боящийся заповеди» — боится не исполнить заповедь, подобно тому, как боится тяжкого преступления, — ему воздастся. Он уготован к полному воздаянию. И сказали мудрецы: «Будь осторожен в легкой заповеди, как и в серьезной». И еще сказали, что заповедь тянет за собой заповедь, а преступление тянет за собой преступление. Награда за заповедь — это заповедь, а вознаграждение за преступление — преступление.

Принцип четырнадцатый

40. Исповедь. Как сказано (Ваикра 5;5): «И пусть признается в том, что согрешил». И следует упомянуть преступления свои и своих отцов, потому что он может быть за них наказан, если следует их образу действия. И так написано (там же 26;40): «Тогда признаются они в виновности своей и в виновности отцов своих».


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.