Темы: Гостеприимство, Праведник, Бейт а-Леви
Рабби Йоше Бер Соловейчик был первым раввином в Бриске из семьи Соловейчик. После него были ещё сын и внук. Он жил примерно 120 назад. Многие раввины того периода имели обыкновение ездить инкогнито. Они одевались как простые люди, дабы никто их не узнал и путешествовали пешком, посмотреть что в мире делается. И реб Йоше Бер не был тому исключением.
Как-то раз в зимнюю пору держал свой путь рав Соловейчик в город Барановичи. Уже стемнело, был суровый мороз, а неподалёку виднелся постоялый двор. Дверь оказалась запертой и рабби пришлось долго стучать. Наконец хозяин с нахмуренным лицом отворил и бросил:
-У меня мест нет. Скоро придут приглашенные гости!
Раввин принялся умолять корчмаря позволить ему войти в дом и переночевать хоть как-нибудь на что последовал ответ:
-Ну, если хочешь спи на полу в коридоре…
Но реб Йоше не может пойти спать не поучив Тору. Он зажёг свечу и стал шепотом читать какую-то книгу. Тут раздался голос хозяина:
-Немедленно потуши свою свечу и не мешай нам спать!
Рабби продолжил свою учёбу во тьме по памяти что помнил.
Вскоре послышалось ржание коней и шум приближавшихся повозок. Это был хасидский ребе — реб Аарон из Койданова со своими хасидами. Хозяин харчевни радушно принял важных гостей, зажёг побольше свечей и угостил приехавших горячим чаем. Немного передохнув с дороги и разогревшись, стал реб Аарон готовиться к вечерней молитве. Проходя по коридору к умывальнику он обратил внимание на лежавшего там на полу еврея, всмотрелся хорошенько и тотчас в сердцах воскликнул:
-Ой, реб Йоше Бер, реб Йоше Бер, раввин из Бриска! Что ты здесь делаешь?! Как ты сюда попал?!
У корчмаря похолодело внутри, он переполнился трепетом и чувством стыда, как он себя вёл с раввином. Приблизившись к реб Йоше-Беру, он тихо промолвил:
-Простите, я не знал кто Вы…
На что рав Соловейчик ему ответил, что прощает ему при условии, что корчмарь приедет к нему в Бриск погостить на две недели.
За неимением выбора приехал хозяин харчевни в гости к раввину из Бриска. И что он видит? Прежде всего дверь дома никогда не заперта. Всякий может войти без спроса, организовать себе поесть, присесть на диван почитать книгу, уморившись заснуть прямо там, а проснувшись пойти по своим делам. До такой степени дом раввина города превратился в проходной двор, что там стали вешать объявления.
Рассказывают, что после увиденного хозяин харчевни стал совсем другим человеком: гостеприимным, мягким в общении, чутким к нуждам всякого.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.