Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Память, Праведник, Связь с Творцом, Рав Эуд Авицедек
«Помни день субботний — в тайне завета, который Йесод, и соединен с Йосефом, и потому Йосеф называется “субботой”, ведь Йосеф называется “всё”, и суббота также называется “всё”» (Зоар).
Здесь мы будем говорить о категории «помни» в субботу. В этом аспекте суббота связывает между будними днями — материальным миром, у которого нет самого по себе благословения и святости — и Высшей субботой — источником благословения и святости в мире.
Память — это сила, которая с новой жизненностью оживляет в человеке события, которые он пережил в прошлом. Память хранит в человеке всю информацию, которая приобретена им на протяжении многих лет. Память обеспечивает возможность связи и соединения между людьми, поскольку все эти связи (семья, дружба и т.д.) хранятся у человека в памяти. Память стоит в основе соединения человека и Творца: Шесть вещей, которые Тора обязывает помнить постоянно — Основы веры, Тора. Память стоит в основе построения Торы в человеке и его соединения с ней, она строится на приобретении эрудиции, способов изучения и приобретений в Торе, над которыми человек трудится годами — память, сохраняемая в течение тысяч лет и сотен поколений.
Без этой способности нет никакой возможности творческой жизни и связей и отношений между человеком и Всевышним, человеком и его ближним. Память стоит в основе создания самой жизни, поскольку только присоединение к корню жизни дает возможность привлечения изобилия для создания новой жизни.
Забытье есть смерть. Память же есть основная и внутренняя сила жизни человека. Способность соединения с разумом, стоящая в основе всего вышеперечисленного, есть корень жизненности человека, она соединяет его с Творцом, с Грядущим миром, с Торой. Память не только стоит в основе всего этого, но она также соединяет все структуры человека в эти категории.
«В общем смысле, памятование будет днем, а хранение — ночью… и дневное благословение называется кидуша раба, великий кидуш, и пойми это. На самом деле, на качество “помни” содержится намек в повелительной заповеди, и оно исходит из качества любви, ибо исполняющий приказ своего господина — любим им…» (Рамбан).
День связан со свечением качества Хесед. Основное воздействие благословения и святости субботы происходит днем.
Это суббота, стоящая в тайне «Имя Ша-дай снаружи» — сокращение всего мира деятельности и физических работ. В ней светит «Имя Авайе внутри» — изобилие Торы, несущей в себе благословение для мироздания.
Это суббота, напоминающая всему человечеству о своем источнике — Торе, и тем самым включающая всю реальность в одну структуру, страстно стремящуюся стать сосудом для получения этой высшей благодати с небес.
Это суббота, объединяющая небо и землю, свечение Грядущей субботы — мира Бины для привлечения ее влияния на Нижнюю субботу — Субботу Творения, находящуюся внутри природного процесса. Это великолепие (Тиферет) Субботы дарования Торы — основы существования мира — которая объединяет небо и землю.
После всего, что было объяснено в нашем эссе, нет нужды подробно объяснять связь между праведником и субботой. Праведник, качество которого — Йесод, соединяет между нижними и высшими. Он ограничивает себя в категории телесности (Ша-дай снаружи) и прилепляется к корню святости души (Авайе внутри). Он напоминает всем об их духовном корне, об их цели в жизни, он указывает, как вернуться и прилепиться к Создателю, и он низводит свыше изобилие Торы, чтобы учить их. Праведник, во внутреннем мире которого царит мир между душой и телом, может объединить духовное и материальное — небо и землю — и тем самым снискать воздействие святости и благословение для всего мироздания. Он — источник жизни мира. «Земля на чем стоит? На одном столпе, и Имя Его — праведник, как сказано: “А праведник — основа мира” (Хагига 12). Праведник — суббота мироздания».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.