Темы: Мировоззрение, Память, Катастрофа, Государство Израиль
Полное имя этого пожилого седовласого человека — рабби Менахем-Мендл Тауб. Широкой публике он известен благодаря своему титулу. «Адмор из Калива», лидер общины выходцев из венгерского местечка Калив, он же Надькалло, является одним из известнейших израильских раввинов.
Внешность рабби Тауба довольно необычная. Длинные седые пейсы и отсутствие бороды делают его похожим на доброго волшебника из сказок. Гладкий подбородок раввина — результат опытов, которые проводили над ним в нацистских концлагерях. Адмор побывал в Освенциме и Берген-Бельзене, прошел кругами ада в Бреслау и Варшавском гетто…
Катастрофа оставила неизгладимый след и в душе рабби Тауба. Его братья погибли, община была разгромлена. Адмор из Калива, который проживает в Израиле и дает уроки по всему миру, на каждой своей лекции просит, чтобы присутствующие встали и вместе с ним прочли молитву «Шма, Исраэль», «Слушай, Израиль» в память о евреях — жертвах нацизма.
В последние годы адмор уделяет немало времени проекту создания религиозного музея Катастрофы. Музей планируется построить в Иерусалиме, в районе, в котором проживают каливские хасиды.
По мнению раввина Тауба, современному обществу есть чему поучиться у узников гетто: «В Варшавском гетто имел место следующий эпизод. Меня и моих товарищей на два дня заперли без еды и питья. Мы выжили, благодаря хлебным крошкам.
Все узники вывернули карманы, и вскоре на столе образовалась небольшая кучка крошек. Их было решено использовать в качестве НЗ, неприкосновенного запаса на случай, если кто-нибудь начнет терять сознание от голода. Такие единство и взаимопомощь сегодня редки. Люди не готовы делиться с ближними, они завидуют и ненавидят друг друга. Почему? Почему?»
Израильские СМИ из года в год упрекают религиозную публику за то, что ее представители отказываются вставать во время сирены, которая раздается в День Катастрофы. Что думает по этому поводу адмор из Калива, для которого Холокост является частью личной биографии?
«Любые поступки человека должны преследовать практическую цель, “тахлес”, как говорят на идише — поясняет рабби Тауб. — Если зазвучит сирена, и вы вытянетесь по стойке смирно, это как-нибудь поможет душам шести миллионов евреев? Я спросил своего помощника, что он обычно делает во время сирены. Он ответил: открываю том Мишны и учусь в память о погибших. Это и есть та практическая цель, о которой я говорю».
Важно уточнить, что в рамках еврейской многотысячелетней традиции, существуют практические действия, благодаря которым еврей влияет на души умерших. Это — чтение поминальной молитвы «Кадиш», изучение Мишны, благотворительность. Такие действия приносят конкретную пользу не только людям здесь, в этом мире, но и душам, находящимся в «том» мире. Тогда как стояние под звуки сирены — всего лишь попытка навязать новый обычай, никак не связанный с еврейской традицией.
Адмор из Калива считает, что вспоминать о Катастрофе надо не раз в году, а ежедневно. По утрам, после молитвы «Шахарит», рабби Менахем-Мендл Тауб вместе со своими хасидами сообща произносит молитву «Шма, Исраэль» в память безвинно погибших евреев.
Рабби Менахем-Мендл Тауб никогда не принадлежал к партиям или политическим течениям. По его словам, надо отрицательно относиться к партиям и тому подобным организациям, но положительно — к конкретным евреям, которые в этих организациях членствуют.
Когда раввина спрашивают, что бы он хотел пожелать еврейскому народу, адмор без запинки отвечает — братские чувства: «Я молю Всевышнего, чтобы евреи стали дружелюбнее относиться друг к другу. Кроме того, я молюсь, чтобы Он уберег от бед наш народ и святой город Иерусалим. Как сказано в Книге Теиллим: “Иерусалим! Горы вокруг него, и Г-сподь вокруг народа своего отныне и вовеки”. Пусть те наши братья, которые отрицательно относятся к иудаизму, вернутся к своим корням и воочию увидят свет Торы, который был скрыт от них на протяжении многих лет».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.