Из цикла «Знание Субботы», темы: Сотворение мира, Суббота, Святость, Праведник, Рав Эуд Авицедек
Тема данного эссе — глубокая связь между праведником и субботой. Тем самым мы откроем нечто новое для себя в самой субботе.
«Говорит раби Элазар бен Парта: Каждый, кто хранит субботу, как будто сделал субботу, как сказано: “Делать день субботний”» (Мехильта).
«Как будто сделал субботу» — звучит странно, — ведь суббота установлена и не зависит от действий человека, в отличие от святости праздников, которая устанавливается при освящении нового месяца. Что же человек может добавить к ее святости?
Мудрецы, однако, раскрыли нам, что человек воздействует святостью своих деяний на реальность времени: «Человек и время — мужское и женское начала. Все люди, вместе взятые, все души — есть некая общность, и она — мужское начало, а все годы мира — женское… И потому есть 248 повелительных заповеди по числу органов человека, и 365 запретительных заповедей по числу дней в году» (Виленский Гаон).
Праведник, хранящий субботу, тот, цель совершенства которого — стать самому категорией субботы, раскрывает реальность субботы в мироздании. Это категория «помни» субботы и единственная повелительная заповедь, относящаяся к субботе. «Помни» — это внутреннее пробуждение человека, желающего притянуть к себе святость субботы в реальности, со стороны человека. «Помни» — есть исполнение в реальности раскрытия субботы в мире еврейским народом. Это дополнительная святость, которую праведник приводит для свечения субботы в нижних мирах и переносит ее влияние на все мироздание.
***
«Помнить — пока не наступила [суббота], хранить — когда наступила».
Помнить в мысли: «На уровне простого смысла объясняют, что это заповедь помнить субботу постоянно, каждый день, чтобы не забыть ее и не перепутать с другими днями. Ибо помнящий ее всегда помнит творение мира и признает во всякое время, что есть у мира Творец, Который заповедал нам этот знак, как сказано: “ибо это знак между Мной и вами”. И это великий принцип в вере в Бога» (Рамбан).
Помнить в речи до прихода субботы: «Раби Ицхак говорит: Не считай так, как считают другие, а считай во имя субботы». То есть, неевреи считают дни недели во имя самих дней, и у каждого дня есть собственное имя. А евреи считают все дни во имя субботы: первый после субботы, второй после субботы, ибо это часть заповеди помнить субботу всегда, каждый день…».
Помнить при наступлении субботы: «Освящать ее памятью, подобно тому, как освящают юбилейный год, при наступлении которого суд возвещает: “Освящен, освящен!” Так нам заповедано помнить день субботний, освящая его. И так сказали в Мехильте: “Помни день субботний, чтобы святить его” — освящай его благословением. Отсюда сказали, что освящают субботу над вином при ее наступлении».
Помнить действием: «Благочестивый Шамай вспоминал субботу также при еде (откладывал лучший кусок для субботы) и ел в честь субботы все дни своей жизни. И сам Гилель согласен с этим, но по поводу еды он вел себя по-другому: поскольку все его деяния были ради Неба, он полагался на Всевышнего, что Тот даст ему на субботу самые лучшие яства».
*
«Святость субботнего дня — есть у каждого еврея часть в ней, как сказано: “Делать субботу”. Евреи производят и вносят святость в субботний день, как сказано: “Помни, чтобы святить” (раби Цадок аКоэн).
Читайте обзор на тему Повелительные заповеди Субботы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.