Из цикла «Знание Субботы», темы: Исправление, Первородный грех, Наказание, Раскаяние, Пророчество, Духовность, Рав Эуд Авицедек, Материальность, Адам
«Хотел Всевышний, чтобы Адам раскаялся, и дал ему возможность. Но не захотел человек… Сказал ему Всевышний: Даже если раскаешься сейчас, Я приму тебя! И сказал Адам: Не желаю… Когда вышел из суда, начал богохульствовать» (Бамидбар раба). Когда потерял он достоинство субботы, отдалился от раскаяния, отрицал его силу, тогда был изгнан из Сада, и путь к Древу Жизни был закрыт для него пылающим мечом и херувимами.
После того, как зло проникло в структуру человека, стало необходимо — ради его исправления — запретить ему вкушать Древо Жизни — постижение Торы в совершенстве. Он должен быть исправлен посредством смерти тела, очищения души в мире душ, и построения его образа заново.
На пути к Древу Жизни были поставлены херувимы и пылание вращающегося меча.
«Имеется в виду, что невозможно человеку достичь духовного постижения из-за двух категорий, прикрывающих и блокирующих его сверху. Это херувимы и пылание вращающегося меча».
Учителя объяснили нам смысл этих двух барьеров:
Первое, что мешает человеку приобщиться к Древу Жизни, это материальное постижение, соединенное с силой воображения, которые человек усилил своим грехом. «Материальное видение и постижение называются “херувимами”. Они покрывают его и мешают смотреть вверх духовным видением…»
Сила воображения, построенная на постижении через органы чувств, приобщенная к миру материальности, — враг мира разумных идей, чистого мира душ. «Человек свободен в своем воображении и заключен в своем разумении. Воображение ведет его по дороге, которой желает его сердце… Воображение становится бурным потоком, в котором тонет разум» (раби Исраэль Салантер).
***
«И еще одно: человек должен постоянно думать о духовных вещах и не прерываться на другие мысли, и тогда он сможет снять с себя материальность. Бог создал природу мозга человека такой, что мысли его не успокаиваются, и он не может сосредоточиться на чем-то одном. Но они постоянно меняются, крутясь вокруг какой-то темы, и всегда хорошие мысли прерываются мыслью чуждой. Эта прерывающая мысль называется “мечом”, она прерывает размышления человека и разделяет между ними, и этот меч — вращаюшийся, поскольку он постоянно обращается от одной темы к другой и не стоит на месте» (Сефер Лухот аБрит).
Мир, превратившийся во тьму для Адама, это тот экран, что мешает просветлению души. Величие его постижения до греха было преуменьшено, скрыто в толще тьмы природной системы. «Положил Всевышний Свою руку на него и уменьшил его» (Хагига).
Об этом и говорит Рамбам в предисловии к Путеводителю: «Не думай, что эти великие тайны полностью известны до конца одному из нас. Это не так. Но время от времени нам дают возможность взглянуть на истину. И тогда нам кажется — вот день! Но после этого скрывают ее природа и обычный порядок вещей так, что мы вновь окажемся в ночной тьме, близко к тому, где были вначале. Мы подобны человеку, который находится в кромешной темноте ночи и время от времени видит все вокруг в свете молнии.
Есть такие, для кого молнии сияют раз за разом с небольшим промежутком, так что он как будто постоянно находится на свету, и ночь для него подобна дню. Такова ступень величайшего из пророков, которому сказано: “А ты здесь стой со Мной”. А для других промежуток между молниями велик, и такова ступень большинства пророков.
Есть и такие, кто не достигнет той ступени, чтобы осветили ему тьму молнией… И даже тот слабый свет, который взойдет над ним — не постоянен: он появляется и исчезает, подобно пыланию вращающегося меча».
Понятно, что два эти барьера (херувимы и пылание меча) связаны друг с другом. Эмоциональный механизм человека, усиливающийся воображением, препятствует сосредоточению мысли на духовном. А прерывание духовных мыслей на полуслове усиливает тьму материальности и силы воображения. «…Постижение, абстрагированное от материальности, очень трудно дается человеку… Особенно тому, кто не разделяет между тем, что постигается разумом, и воображаемым, и в основном полагается на постижение воображением. А то, чего нельзя вообразить, для него не может существовать. Такие люди никогда не смогут познать что-либо в истинном смысле» (Рамбам, Путеводитель).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.