Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Целью мироздания является человек — обладатель свободы выбора. Предназначение мира — быть инструментом для его служения.

Мы обсуждаем высокие и возвышенные темы, но не можем заниматься их корнями, мы изучаем только простой смысл вещей, как передали нам Учителя.

Чтобы осмыслить вопрос «греха», относимого к не обладающим свободой выбора созданиям, необходимо вначале осознать три концепции.

Прежде всего, объясним понятие «Грех (חטא) — означает недостаток» (Нефеш аХаим). Слово חטא также можно перевести как «промах», непопадание в совершенство, в ту цель, для которой существует данный объект. Оба смысла обладают единым корнем. Но когда грешит человек, добавляется еще один смысл: выбор зла, бунт против Всевышнего, как осознанно, так и непредумышленно (ведь и непредумышленный грех указывает на недостаток богобоязненности и принятия ига царства Всевышнего).

Вторая концепция: Целью мироздания является человек — обладатель свободы выбора. Предназначение мира — быть инструментом для его служения. Поэтому необходимо, чтобы в основе сотворения мироздания были приготовлены все возможности для реальности греха (недостатка), — ведь если оно будет совершенным, не будет места для служения человека — восполнения мира. Как пишет Рамхаль: «Несомненно, Бог мог сотворить человека и все мироздание абсолютно совершенными, и более того, это было бы для Него естественно… Но когда его мудрость постановила, что человек должен восполнить себя, Он сотворил эти создания несовершенными» (Даат Твунот).

Таким образом, мироздание обладает недостатком, в нем заложена концепция греха. Как пишет Маараль по поводу греха земли: «А она не сделала так (не произрастила деревья, в которых вкус дерева и вкус плода одинаковы). Не имеется в виду, что земля преднамеренно нарушила приказ Творца, — ведь у нее нет злого начала, чтобы нарушать приказ Творца. Но у земли есть отличие, которое заключается в том, что только она считается “из нижних”, ибо “небеса — небеса Господу, а землю дал сынам человеческим” (Теилим 115:16). Этот стих указывает, что небеса — из высших, а земля — из нижних, и вследствие своего недостатка у нее постоянно недостает совершенства. И об этом сказано: “Нет праведника на земле, который бы делал только добро и не грешил”, то есть невозможно человеку быть праведником “на земле”, всегда вершить добро и совершенство “на земле”, которая всегда готова к недостатку, вследствие своего собственного недостатка. Поэтому, когда вышло святое речение “дерево плодовое, делающее плод” (дерево, в котором вкус дерева и плода одинаковы), она из-за присущего ей недостатка не могла выполнить волю Творца и достичь совершенства» (Маараль, Гур Арье).

Еще одна идея: поскольку смысл данных недостатков в мироздании — создать возможность человеческого греха, понятно, что в форме этих недостатков заложено содержание данных грехов. Тем самым мы понимаем слова Мудрецов, которые учили нас, что корень греха Адама (прототипа всех грехов в мире) заложен в грехах земли и луны. Как пишет там Маараль: «Когда согрешил Адам, низость его греха была, в частности, следствием того, что он был сотворен из земли, которая обладает недостатком. Потому и в нем также был недостаток, и не исполнял он заповеди Творца в совершенстве… Раши приводит далее (Берешит 3:17) притчу о том, что люди проклинают грудь, которую в младенчестве сосал преступник. и потому, когда сотворенный из земли человек согрешил, земля была проклята. То есть, поскольку человек был создан из земли, и та повлекла его к греху, поскольку земля материальна, а материальность есть причина греха, как мать, родившая сына, есть в каком-то смысле причина греха сына» (Гур Арье). Проанализируйте, как следует, эти постулаты.

 

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…