Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Манна, Рав Эуд Авицедек
Как мы уже объясняли, в субботу на все мироздание и на человека нисходит дополнительная душа, и человек, делающий ею работу, как бы умирает: тот, кто производит осмысленную работу, опускает душу, называемую «субботой», к уровню тела. «“А в седьмой день будет вам свято” — это дополнительная душа в вас из мира покоя и святости, и потому всякий, делающий им, то есть этой святостью, работу, — будет умерщвлен, ибо вводит святое в будничное» (Альших). Поразмыслите над этим хорошенько.
«Объяснение. Он почил от всего труда, который сотворил из ничего, чтобы делать из него все деяния, упомянутые в шесть дней. И сказано, что почил от сотворения и от действия, от творения, которое сотворил в первый день, и от действия, которое делал в остальные дни» (Рамбан, Берешит 2:3).
Рабейну Бехайе объясняет подробнее: «Поскольку никакая сила не может произвести нечто из ничего, но лишь Всевышний, Создатель мира, сотворивший мир из ничего. Но и Он Сам творил нечто из ничего только в Шесть дней творения, а с тех пор все создается из уже существующего. И потому написано: “…который сотворил Бог, чтобы делать”, то есть, который сотворил Бог из ничего; делать — отныне и далее делать из уже существующего, а не из ничего». Раз так, «прекращение работы», которую записал о Себе Всевышний, было прекращением творения из ничего. Постараемся осмыслить данную концепцию.
«“И освятил его (день субботний)” (Берешит 2:3) — освятил его манной, которая вообще не выпадала в субботу; и этот стих Писания повествует о будущем» (Раши). Мы, действительно, находим, что Моше сказал Израилю: «Смотрите, Господь дал вам субботу, потому Он дает вам в шестой день хлеб на два дня» (Шмот 16:29).
Мудрецы объясняют: «Всевышний хранил и освятил субботу, и Израиль обязан хранить и освящать субботу. Знай, что это так, иди и смотри! Когда сорок лет кормил их манной, давал им ее в шесть будних дней, а в субботу не давал, как сказано: “Смотрите, Господь дал вам субботу, потому Он дает вам в шестой день хлеб на два дня”. Когда увидели евреи, что покой пред Ним, прекратили и они работу, как сказано: “И покоился народ в седьмой день”» (Пиркей дераби Элиэзер).
Прекращение манны — это доказательство того, что Всевышний прекратил работу в субботу. И когда злодей Торносруфус спросил раби Акиву: «Если, как ты говоришь, Всевышний почитает субботу, пусть не дает ветра и дождя, и пусть не растит в субботу растения» (Берешит раба 11:5). Ответил ему святой старец: «Ведь питающиеся манном свидетельствуют о нем, что во все дни года она выпадала, а в субботу — не выпадала».
Следует осмыслить: почему именно манна является свидетельством о субботе?
Все сказанное выше дает нам некоторое начало понимания данной концепции. С сотворения неба и земли нет больше в мире ничего подобного творению, а все делается из уже существующего. Но в одной вещи все еще есть «аспект творения», сопряженный с сотворением мира. Это материализация Высшего света — выпадение манны. «Основа манны — это сам Высший свет» (рабейну Бехайе). «Манна есть порождение высшей Бины, которая тоже от 22 букв…» (р.Цадок аКоэн). Выпадение манны и превращение ее в еду, здесь в материальном мире, подобно «работе» по сотворению неба и земли, от которой Творец почил в субботу.
Мы возвращаемся к фундаментальному основанию вопроса, чтобы найти в нем новый смысл: «В Святом языке только произведение нечто из ничего называется творением (בריאה, брия)» (Рамбан).
Всевышний эманировал творение, и это творение произошло посредством Десяти Речений. Слово «речение» (אמירה) имеет два смысла: отделение и разделение, и в данном случае это означает, что мироздание как бы отделилось от своего корня, отдалилось и материализовалось. И есть еще один смысл у слова אמירה, и нужно понять внутреннюю связь обоих этих смыслов: «Слово אמירה указывает здесь на желание… или на нечто подобное мысли» (Рамбан, Берешит 1:3).
Объяснение данного вопроса на нашем уровне: Десять Речений сотворения мира — это управление миром по законам природы, и корень его — в имени Элоким. Когда мир ведет себя как обычно, по своим законам, это скрывает волю Творца, спрятанную и скрытую под облачением природы и естественного хода вещей. Подобно мысли, прячущейся и облачающейся в одеяния внешнего действия, открытого для всех. Здесь и обнаруживается связь во внутреннем содержании двух значений слова אמירה. Ведь общее правило таково: каждый выход наружу происходит через какие-то средства, и эти средства, посредством которых раскрывается внутреннее содержимое, материализуют и скрывают запрятанный в них свет. Десять Речений сотворения мира — это раскрытие воли Всевышнего посредством природных процессов, и этот аспект раскрытия скрывает волю Творца, подобно мысли, раскрывающейся через материальное действие. В данном смысле материальная работа есть нечто отдельное от ее инициатора. «Смысл творения в том, что сотворенный пребывает вне Всевышнего и принимает иго Его Царства» (раби Цадок аКоэн). И все это для одной единственной цели: раскрытия славы Его Царства, исходящего от человека, выбирающего добро.
Суббота связана с тайной «возвращается посланничество к пославшему»; все «поручения» мироздания возвращаются к своему корню, как объясняет автор Решит хохма: «В субботний день Малхут, которая внизу, — скрывающаяся точка, поднимается наверх в Ацилут… и в субботу управление происходит посредством света Ацилут, которые и есть Древо Жизни. Потому Зоар объясняет стих “Врата внутреннего двора, обращенные на восток, будут закрыты шесть будних дней, а в день субботний откроются” (Йехезкель 46:1) в смысле того, что врата внутреннего двора — это свет Ацилут, и он закрыт в шесть дней, когда управление происходит через посланника (ангела). А в субботний день он открывается, и шесть будних дней не имеют никакой власти».
Так человек, ставящий себя в положение уподобление формы своему Создателю, покоится в этот святой день от всякой осмысленной работы. Он возвращает силы своей души к своему святому корню и удостаивается того самого благого дара: света внутреннего содержания дополнительной души.
Размышляющему о вышесказанном станет понятно, почему в субботу запрещены только будничные действия и разговоры, но не мысли. «Сказали, что речь запрещена, а мысль разрешена. Запрещена именно речь, поскольку она в некотором смысле считается действием и реализацией потенциального. А всякая актуализация потенциального — материальна, ибо именно материя актуализируется, и потому речь запрещена. Но в будничной мысли нет актуализации и ничего материального, и потому она разрешена в субботу» (Маараль).
Несомненно, однако, что чем больше человек отключается от будничных дел, тем больше он удостаивается «души, называемой субботой». А ведь мир души — это мысль, и в этом смысле даже мысль о работе есть выход из святости: «Шесть дней работай… а разве возможно для человека сделать всю свою работу в шесть дней? Но — прекрати думать о работе» (Мехилта).
В этом достоинство благочестивых блюстителей субботы: «История с одним благочестивым, у которого появилась брешь в заборе, и он решил заделать ее. Но вспомнил, что сегодня суббота, и не заделал ее. Случилось с ним чудо, и вырос там каперсовый куст, которым кормился он и его домашние» (Шабат 107). «В субботу он размышлял, как заделать брешь в будний день, считая, что это не грех. Но потом он раскаялся, что думал об этом в субботу и не заделал бреши даже в будни, чтобы не получать выгоду от этой мысли» (Таз, Орах Хаим 307).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.