Мидраш Танхума рассказывает историю про одного коэна (потомка Аарона), который был специалистом по определению язв «цараат» (особой болезни, посылаемой человеку за грехи и делающей его ритуально нечистым).
Однажды, когда этот коэн оказался в нужде, он решил покинуть Святую Землю в надежде найти за границей заработок. Перед отъездом он обратился к своей жене: «Люди привыкли приходить ко мне и спрашивать, являются ли их кожные болезни “цараат”. Я хочу научить тебя этой премудрости, чтобы ты могла помогать им в мое отсутствие. Смотри, у каждого волоска на теле человека есть свой источник питательных веществ. Если Творец закрывает этот источник, волос перестает получать питание и выпадает. Это и есть “цараат”».
«Послушай сам, что ты говоришь!» — воскликнула жена. — «Для каждого волоска Святой, благословен Он, создал собственный источник, через который непрерывно посылает ему питание! Так неужели тебя, кто создан по Его образу и подобию, занимается Его Торой и растит детей, Он не сможет обеспечить пропитанием!? Неужели ты настолько не веришь в Его возможности послать тебе заработок здесь, на Святой Земле, что отправляешься искать счастья за границей!?»
Коэн согласился с женой и решил остаться в Земле Израиля, полностью положившись на Всевышнего.
У одного богатого человека было поле, приносившее ежегодно обильный урожай — тысячу мер пшеницы. Хозяин каждый год исправно отделял от урожая десятину — ровно 100 мер. Когда он состарился и почувствовал приближение смерти, он позвал своего сына и сказал ему: «Сын мой, поле, что я тебе оставляю, приносит каждый год тысячу мер зерна. Прошу тебя — отделяй от этого урожая десятину, как это делал я».
Отец умер, и сын стал владельцем поля. В первый год он отделил сто мер, как и его отец. Но увидев количество отделяемой пшеницы, он счел его слишком большим и решил, что на следующий год не станет отделять так много. От следующего урожая новый хозяин отделил лишь 90 мер. И — о, чудо! — через год уродилось всего 900 мер. Хозяин увидел это и… решил, что он правильно поступил, уменьшив размеры пожертвования, — очевидно, поле истощилось и теперь не может давать столько, сколько раньше. Следующая десятина составляла вместо 90 всего 80 мер зерна, и — какое странное совпадение! — в последующем году уродилось 800 мер!
Так, постепенно уменьшая десятину, несколько лет спустя хозяин собрал с поля всего 100 мер пшеницы. Пригорюнившись, он сидел у себя дома и размышлял, как бы ему повысить урожайность своего поля, как вдруг увидел своих родственников, идущих к нему в гости в праздничных одеждах.
«Вы пришли посмеяться над моим горем?» — спросил он. «Эту беду ты сам на себя привел!» — ответили они. — «Сперва ты был хозяином всего урожая и отделял от него десятину коэнам и левитам. А теперь сам Всевышний дает тебе десятину от твоего же поля! Значит, ты сам стал коэном, и мы пришли тебя поздравить…»
По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.