Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

БОГ ГОВОРИЛ С МОШЕ И ААРОНОМ, И СКАЗАЛ: КОГДА ВОЗНИКНЕТ У ЧЕЛОВЕКА НА КОЖЕ ТЕЛА ОПУХОЛЬ, ЛИШАЙ ИЛИ ПЯТНО И БУДЕТ [выглядеть] КАК ЯЗВА ПРОКАЗЫ [цараат], ПУСТЬ ПРИВЕДУТ ЕГО К ААРОНУ СВЯЩЕННИКУ ИЛИ К ОДНОМУ ИЗ ЕГО СЫНОВЕЙ СВЯЩЕННИКОВ (Ваикра, 13:1, 2)

Весь раздел Тазриа учит, как следить за своим языком. Рамбам пишет, что болезнь цараат была сверхъестественной болезнью, посылаемой свыше, в наказание за лашон ара. Многие комментаторы указывают, что цараат не являлась «проказой» — как обычно переводят это слово.

ПУСТЬ ПРИВЕДEТ ЕГО К ААРОНУ СВЯЩЕННИКУ ИЛИ К ОДНОМУ ИЗ ЕГО СЫНОВЕЙ СВЯЩЕННИКОВ (Ваикра, 13:2)

Магид из Дубно объяснял, что многие говорят лашонара, не сознавая силу слов. И часто заявляют: «Я же ему ничего не сделал, только сказал несколько слов».

Слова могут разрушать и уничтожать. Погубить репутацию, поссорить друзей, подорвать процветающий бизнес. Поэтому мы должны пользоваться словами осторожно, как опасным веществом.

Мецора, пораженный цараат за то, что говорил лашон ара, получает урок о том, как важно даже одно слово. Он должен пойти к священнику, чтобы тот сказал ему мецора он или нет. Одно слово священника: мецора — «Не чист!», и его изолируют от общества. И не будет больше мецора недооценивать разрушительную силу слов (Оѓель Яаков, Мецора).

ПРОКАЖЕННЫЙ, У КОТОРОГО НЕГА [проказа], — ПУСТЬ ОДЕЖДА ЕГО БУДЕТ РАЗОРВАНА, ВОЛОСЫ НА ГОЛОВЕ НЕОСТРИЖЕНЫ, ПОКРОЕТ ГОЛОВУ ДО ГУБ И КРИЧИТ: НЕЧИСТ! НЕЧИСТ! (Ваикра, 13:45)

Хафец Хаим объясняет, что он должен разорвать на себе одежду и не стричься, чтобы научиться скромности. Цараат — наказание за лашон ара. Когда человек считает себя лучше, выше других, он позволяет себе говорить о других плохо. А если сознает свои слабости и плохие поступки, не станет осуждать других. Его несчастье, посланная ему болезнь, научит его не смотреть на других свысока (Шмират алашон).

И БУДЕТ КРИЧАТЬ: «НЕЧИСТ! НЕЧИСТ!» (Ваикра 13:45)

Талмуд говорит, что прокаженный кричит «Нечист, нечист!», чтобы окружающие знали о его болезни и могли помолиться о его выздоровлении. Талмуд добавляет, что это относится ко всем, кто страдает. Они должны оповестить о своей беде, и люди будут молиться, чтобы Бог его простил (Сота).

Услышав, что кто-то страдает, мы должны молиться о нем, даже если нас не просили.

Хафец Хаим пишет, что этот принцип специфически упомянут в отношении мецоры. Зоѓар разъясняет, что молитвы того, кто говорит лашон ара, не принимаются. Поскольку мецора злословил, его молитвы не помогут. Он нуждается в других людях, чтобы они за него молились (Шмират алашон).

ВСЕ ДНИ, ЧТО ПРОКАЗА ОСКВЕРНЯЕТ ЕГО, …БУДЕТ ОДИН — ВНЕ СТАНА МЕСТО ЕМУ (Ваикра, 13:46)

Изоляция прокаженного дает ему время подумать и заглянуть в себя. Теперь он должен вспомнить всех, кто из-за него разошлись, счастье которых он разрушил. Удаленный от общества, он теперь испытывает одиночество и горечь, которые когда-то они пережили из-за него.

Рав Исраэль Салантер сказал: «Если человек говорит, что рав не может петь, а хазан не талмид хахам, он виновен в лашон ара. Но если говорит, что рав не талмид хахам и хазан не может петь, — это равносильно убийству» (Тнуат ѓамусар).

 

МЕЦОРА

БОГ СКАЗАЛ МОШЕ: ЭТО БУДЕТ ЗАКОНОМ О ПРОКАЖЕННОМ [мецора] В ДЕНЬ ЕГО ОЧИЩЕНИЯ: ЕГО ПРИВЕДУТ К СВЯЩЕННИКУ (Ваикра, 14:1, 2)

Мидраш (Ваикра раба) говорит, что слово мецора (человек, пораженный цараат) состоит из начальных букв выражения моци шем ра (создает плохое имя — сплетничает, наговаривает, клевещет). В наказание он заболевает цараат. Мидраш к стиху иллюстрирует связь этой болезни и лашон ара:

Один торговец ходил из деревни в деревню в окрестностях Ципори (Галилея) и кричал: «Кто хочет купить эликсир жизни?»

Раби Янай услышал и позвал к себе, сказав, что хочет купить. Но разносчик ответил: «Тебе и подобным тебе такой товар не нужен».

Но раби Янай настоял, чтобы разносчик продал ему. Тогда, вынув книгу Теилим, разносчик показал ему стих: «Кто человек, который хочет жить и любит долгие дни, чтобы видеть добро? Береги язык свой от зла и уста свои ото лжи» (Теѓилим).

И воскликнул раби Янай: «Всю жизнь я читал этот стих и никогда по-настоящему не понимал, пока не пришел этот разносчик и не сказал мне: Кто человек, который хочет жить…»

Комментаторы отмечают, что разносчик выбрал деревни близ Ципори (около Тверии), чтобы нести там послание о необходимости беречь от зла язык. В это место приезжали подышать целебным воздухом многие больные (см. Ктубот), и разносчик учил их искать исцеления не только для своих тел, но и для душ, оберегая свой язык (Диврей Нафтали).

ЭТО БУДЕТ ЗАКОН О ПРОКАЖЕННОМ В ДЕНЬ ОЧИЩЕНИЯ: ЕГО СЛЕДУЕТ ПРИВЕСТИ К СВЯЩЕННИКУ, А СВЯЩЕННИК ВЫВЕДЕТ ЕГО ИЗ СТАНА И ОСМОТРИТ, ИСЦЕЛИЛАСЬ ЛИ ОТМЕТИНА ПРОКАЗЫ (Ваикра, 14:2,3)

Какие же средства требуются, по Торе, чтобы очистить мецору, когда он уже очистился физически: «Тогда повелит священник взять для проходящего очищение двух живых чистых птиц, кедрового дерева, красную нить и эзова (травы)» (стих 4). Тора продолжает еще долго описывать все средства и процедуру, необходимые для духовного очищения. Это учит нас тому, сколь тяжким грехом является лашон ара и как следует удаляться от этого греха (Хохма умусар).

ПУСТЬ ВОЗЬМЕТ СВЯЩЕННИК ОДНОГО БАРАНА, ПРИНЕСЕТ В ПОВИННУЮ ЖЕРТВУ С ЛОГОМ [мера жидкости] МАСЛА И ВЗМАХИВАЕТ ЭТИМ КАК ПРИНОШЕНИЕМ ВЗМАХИВАНИЯ ПРЕД БОГОМ (Ваикра, 14:12)

Сфорно объясняет, почему мецора должен был принести повинную жертву. Тот, кто говорит лашон ара, обычно делает это тайно, не сознавая до конца Божественное всеведение Вездесущего. Он, как и тот, кто неправильно использовал священную собственность (меила), должны принести повинную жертву Богу.

Эту идею разбирает и Йереим, объясняя талмудическое высказывание, которое приравнивает лашон ара к атеизму (Арахин). Злословящий принимает меры, чтобы его не услышал тот, о ком он говорит, но забывает, что Всевышний слышит каждое слово.


С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…