Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек — это микрокосм. Строение его тела и этапы его взросления и роста соответствуют строению и развитию всего мироздания.

«Посмотри на различные этапы формирования человека. Несомненно, Святой, благословен Он, мог создать человека, совершенного с момента рождения, если бы только захотел — ведь нет Ему препятствий. Но Он не сделал этого. Насколько ущербен человек, когда он рождается! И он развивается понемногу, шаг за шагом. Смотри же — это точная аналогия славы Всевышнего и образа Его действий при раскрытии Его власти, того, как Он, благословенный, вращает мир и управляет им в пяти названных состояниях, которые по сути своей есть этапы взросления мира! Мир движется и взрослеет так, как это делает человек, и слава Всевышнего движется к раскрытию ступень за ступенью» (Рамхаль, Даат Твунот 148).

Человек — это микрокосм. Строение его тела и этапы его взросления и роста соответствуют строению и развитию всего мироздания. Как мы уже говорили, совершенство человека — его душа и его доля в Торе — дается ему до его прихода в этот мир, но оно скрыто завесой тела, и человек постоянно трудится все дни своей жизни над тем, чтобы раскрыть его и удостоиться к нему прилепиться. Таково же положение дел относительно всего мироздания как целого.

Совершенство мироздания — это Грядущий мир, который был эманирован еще до бытия материального мира. «Ибо Именем Й-а (י-ה) создал миры». Этот мир создан буквой ה, а Грядущий мир — буквой י, и мы видим, что буква י стоит первой в Имени Всевышнего, а ה — последней. Мы знаем, что сначала был сотворен Грядущий мир, а затем уже мир материальный. «Сотворен вначале» — речь идет не о времени, а о первенстве в уровне и в порядке постепенного развития. Однако это совершенство было закрыто от нас покровом материальности нашего мира. Ведь единство Творца наполняло все мироздание, но оно было скрыто за завесой природы, созданной в Шесть дней творения. Слава Царства Творца была спрятана под Управлением свободы выбора, порождением качества Суда, властвующего в нашем мире.

Всевышний управляет миром через медленный линейный процесс, который проходит через затмения, сокрытие Его Царства, осквернения Его великого Имени, беды и страдания, пока не придет к полному исправлению, дню, когда совершенство мира полностью перейдет из потенциального состояния в реальное, и Единство Творца раскроется в мироздании: «И будет Господь царем над всей землей, в тот день будет Господь один и Имя Его одно».

Здесь нам раскрывается замечательный принцип: человек, трудясь в этом мире, ставит себя в положение уподобления формы своему Создателю, а ведь это и есть максимальное совершенство человека — уподобиться путям Всевышнего. Праведник своим трудом раскрывает не только свое совершенство — собственную душу и долю в Торе, которые были у него в потенции, но и свет души всех душ. Он раскрывает волю Всевышнего в мире. Праведник очищает не только свое тело, но и все мироздание; он возвышает его своей святостью все выше и выше, пока не приведет к полному исправлению. Такой святой человек объединяет все создания для того, чтобы сделать их них единый инструмент для раскрытия единства и царства Всевышнего в мире.

«И завершил Б-г в седьмой день свой труд, который делал» (Берешит 2:3) — не трудом и не тяжкой работой сотворил Всевышний свой мир (для Него нет никакого труда и работы), но чтобы взыскать со злодеев, уничтожающих мир, весь сотворенный трудом и тяжкой работой, и дать добрую награду праведникам, дающим существование миру, который весь сотворен трудом и тяжкой работой (с нашей стороны сотворение мира кажется трудом). Поразмыслите над этим как следует.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.