Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нанесение татуировки запрещено так же и как «нееврейские обычаи»: в дни дарования Торы делать татуировки различного содержания было принято во всём мире

В Торе (Ваикра 19:28) написано: «И царапин по умершему не делайте себе, и наколотой надписи не делайте на себе, я Г-сподь». Из этого мы учим, что евреям запрещено татуировать тело.

Какие именно действия запретила Тора? Ответ на этот вопрос дает мишна («Макот» 21а), где говорится о царапинах на коже, которые заполняются краской. И такое изображение потом не стирается, в отличие от того, которое просто рисуется на поверхности кожи.

Нанесение татуировки запрещено так же и как «нееврейские обычаи»: в дни дарования Торы делать татуировки различного содержания было принято во всём мире, как, в общем, и сегодня, когда татуировки превратились в неотъемлемую часть имиджа массы людей и имеют колоссальное распространение.

Несмотря на то, что запрет «наколотой надписи» давно известен, в последнее время он стал намного более актуальным, в том плане, что общество соблюдающих евреев раньше сталкивалось с ним намного реже. Сейчас все больше и больше людей приближается к Торе и соблюдению заповедей. Очень часто это сопровождается изменением образа жизни, иногда имени и, почти всегда, внешнего вида. Но татуировки, которые человек когда-то сделал, продолжают напоминать о том, что в прошлом он не соблюдал. И, само собой, несколько странно видеть человека в пиджаке и шляпе, и с татуировками.

Конечно, многие хотят свести эти татуировки. Но при этом могут возникать различные трудности, как технического плана, так и алахического. Прогресс не стоит на месте, появляются новые технические решения по сведению тату — их удаление становится менее болезненной процедурой, это уже не обязательно грубое выжигание, оставляющее большие безобразные шрамы, допустимость которого с алахической точки зрения сама по себе не столь уж очевидна. Вообще, единственным непреодолимым алахическим препятствием к сведению татуировки является «сведение» с помощью ее «забивки» другой татуировкой. Делать подобное категорически запрещено, потому что нельзя исправлять одно нарушение с помощью другого. Правда, тут есть различные нюансы, о которых мы расскажем отдельно.

Конечно, даже полное уничтожение татуировки (хотя какой-то след на ее месте, скорее всего, останется) не может снять задним числом тот запрет, который был нарушен при её нанесении. Тем не менее, это действие вполне может входить в процесс «тшувы» — возвращения, раскаяния: человек не хочет носить на теле память о своем нарушении, и это абсолютно нормально. В то же время, в алахе нет прямого предписания, которое обязывало бы человека свести татуировку. Во всяком случае, я долго искал, но не нашел.

Но есть определенные виды татуировок, которые прямо запрещено оставлять на теле, поскольку они создают ежедневные алахические проблемы. В респонсах наших алахических авторитетов обсуждаются два вида татуировок, которые являются особо проблематичными. Можно было бы сказать, что эти татуировки нельзя оставлять, и наоборот — необходимо любыми доступными и разрешенными способами их свести. Но бывает и так, что не только оставлять тату запрещено, но и сводить тоже.

В первую очередь, речь идет о татуировке с Именем Всевышнего. Были случаи, когда по незнанию или под влиянием моды евреи наносят на тело тату с Именем Всевышнего. Здесь возникает двойная проблема. С одной стороны, с этим Именем на теле нельзя заходить в туалет и в ванную комнату. А с другой стороны, существует запрет стирать Имена Всевышнего, который мы учим из стиха: «Не делайте так Господу, Бгу вашему» (Дварим 12:4). Вопрос, как быть в этом случае?

На самом деле, такая ситуация обсуждается уже непосредственно в Талмуде, и там сказано, что нужно наклеить поверх Имени какую-нибудь наклейку, и таким образом входить в нечистые места. Однако перед окунанием в микву, придется снять эту наклейку, потому что иначе окунание окажется недействительным, ведь наклейка будет считаться «хацица», т.е. преградой между телом и водами миквы, препятствующей окунанию («Шабат» 120б).

Рав Бецалель Штерн в респонсах «Бецель аХохма» (5.81) рассматривает другой тяжелый случай: у одного еврея была татуировка с изображением обнаженной женщины на месте накладывания ручного тфилин. Рав Штерн утверждает, что на такую татуировку запрещено накладывать тфилин, поскольку тфилин является предметом, обладающим святостью, а наложение тфилин поверх такого изображения представляет собой демонстрацию неуважения к тфилин.

И здесь уже приходится думать, что делать. Ведь нужно накладывать тфилин каждый день. И поэтому в следующей респонсе рав Штерн разбирает каким образом можно свести эту татуировку, для того, чтобы можно было исполнять заповедь тфилин.

И автор «Минхат Ицхак» (часть 3 гл.13) пишет в том же духе, что тому, у кого на месте тфилин есть татуировка с изображением обнаженной женщины, следует найти место без татуировки, и скрыть место, покрытое татуировкой, на время накладывания тфилин. Потому, что при виде такой картинки нельзя произносить благословение, как и при виде настоящей обнаженной женщины.

В рамках темы татуировок необходимо обсудить и вопрос о «перманентном макияже», когда при помощи метода, похожего на «классическую» татуировку, на лицо женщины наносятся точки и линии, подчеркивающие брови или губы. Но об этом, с Б-жьей помощью, в следующем номере.

Из журнала «Мир Торы»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…