Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В праздник нельзя готовить пищу, предназначенную для другого дня. Если праздник приходится на пятницу, то можно готовить пищу к субботе, сделав предварительно «эрув тавшилин»

Эрув тавшилин (ערוב תבשילין)

13. В праздник нельзя готовить пищу, предназначенную для другого дня. Если праздник приходится на пятницу, то можно готовить пищу к субботе, сделав предварительно «эрув тавшилин».

Смысл «эрув тавшилин» заключается в том, что варят или пекут в праздник для субботы дополняя уже приготовленное на субботу накануне, в четверг. Таким образом, считается, что начали варить накануне праздника, а в праздник лишь закончили.

14. Накануне праздника (в четверг) берут для «эрув тавшилин» хлеб и что-либо сваренное или испеченное — кусок рыбы или мяса, яйцо и т.п., что обычно подается с хлебом. Хлеб надо взять размером «кевейца» или по крайней мере «кезаит», и вареную пищу количеством не меньше, чем «кезаит» — эти размеры в см3 см. в конце главы 15-й.

Лучше всего взять целый, не надрезанный хлеб и большой кусок мяса или рыбы.

15. Произносят благословение:

״ברוך אתה ה׳ אלקינו מלך העולם אשר קדשנו במותיו וצונו על מצות ערוב״

а затем произносят приведенный в сидуре текст, в котором сказано: «Этим (на основании того, что мы приготовили и отложили эту еду для субботы) нам будет разрешено печь, варить, покрывать сосуды с пищей, чтобы сохранить их тепло, зажигать свечу и делать все необходимое нам с праздника на субботу — нам и всем евреям, живущим в этом городе». Произносят этот текст на том языке, который лучше знают, чтобы понять его.

Тот, кто хочет, чтобы на отложенный им «эрув тавшилин» могли положиться все жители города (на случай, что кто-то из них забудет его сделать), должен спросить у раввина, как именно поступить.

Забывший сделать эрув, должен также выяснить у раввина, может ли он полагаться на чужой «эрув тавшилин».

16. Эрув нельзя есть, пока не окончены приготовления к субботе. Если же он был съеден до этого, то их нельзя продолжать. После окончания всех приготовлений пищи с праздника на субботу разрешается съесть эрув, но лучше использовать его хлеб в качестве второй из «двух хал» на вечерней и утренней субботних трапезах, и съесть его во время третьей трапезы.

17. Если праздник пришелся на четверг и пятницу (например, два дня Рош Ашана или праздники в диаспоре), то «эрув тавшилин» делают в среду, и готовят на субботу только во второй день праздника, т.е. в пятницу.

Зажигание свечей

18. Накануне праздника зажигают свечи. Существует традиция зажигать их после возвращения из синагоги, перед праздничной трапезой. Следует перенести огонь для зажжения свечей от другого, приготовленного накануне праздника, огня, и спичку, с помощью которой перенесли огонь, положить осторожно, чтобы она потухла сама.

В праздник нельзя приклеивать свечи к подсвечникам с помощью воска.

Горящие свечи создают праздничную атмосферу, несут в дом радость и согласие.

19. Когда праздник приходится на субботу, то свечи зажигают до захода солнца (в соответствии с таблицей времен в главе 16-й, закон 18).

20. У многих принято произносить браху на зажжение свечей в праздник перед зажжением, а не как в субботу, когда женщина сначала зажигает свечи, а затем благословляет.

Произносят браху ״ברוך אתה הי אלקינו מלך העולם אשר קדשנו במצותיו וצונו להדלק נר של יום טוב״

״שהחינו״ а затем благословляют В некоторых сефардских общинах не принято благословлять «שהחינו»

Если тот, кто зажигает свечи, будет затем сам совершать кидуш (и также, если свечи зажигает женщина, которая сама будет делать кидуш), то при зажжении свечей не произносят браху ״שהחינו״, так как это сделают во время кидуша в праздник.

21. Если праздник приходится на субботу, женщина вначале зажигает свечи, а затем говорит браху

״ברוך אתה הי אלקינו מלך העולם אשר קדשנו במצותיו וצונו להדליק נר של שבת ושל יום טוב״

и благословение ״שהחינו״.

Не произносят браху ״שהחינו״ при зажжении свечей в канун седьмого дня праздника Песах, так как он является продолжением предыдущих дней праздника, при наступлении которого благословение уже было произнесено. Шмини АцеретСимхат Тора) — это отдельный праздник, не являющийся продолжением праздника Суккот, и поэтому при зажжении свечей эту браху произносят. То же касается и второго дня праздника диаспоры.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…