Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся проповедник, один из зачинателей этического движения Мусар

Раби Моше-Ицхак бар НоахМагид из Кельма (5588-5600 /1828-1899/ гг.) — выдающийся проповедник, один из зачинателей этического движения Мусар.

Родился в местечке Озерница, возле г. Слонима, в семье бедного меламеда. Осиротел в десять лет.

В восемнадцать лет женился на девушке из соседнего городка и вскоре после женитьбы стал магидом (общественным проповедником) в одной из синагог Слонима.

В возрасте двадцати одного года, услышав об этическом учении р. Исраэля Салантера, р. Моше-Ицхак приехал к нему в Ковно (Каунас) и со временем стал одним из его ближайших учеников.

По совету р. Исраэля Салантера, обнаружившего в нем уникальный дар воздействия на людей, р. Моше-Ицхак избрал призвание магида. В течение трех лет он был магидом в литовском городке Кельме, возле прусской границы, два года — в городке Ошмяны, южнее Вильно (Вильнюса), некоторое время — в Минске. Однако большую часть жизни р. Моше-Ицхак оставался странствующим проповедником, постоянно переходящим из города в город и из местечка в местечко.

Его приезда с нетерпением ожидали в течение многих недель. Как правило, он выступал перед общиной на исходе шабата, когда в доме молитвы постепенно наступала полная темнота. Его могучий голос зачаровывал и приковывал сердца слушателей. Те, кому не хватало места в переполненном зале, внимали его словам с улицы, припав к окнам.

Темы его драшот (толкований Торы) были всегда актуальны и рассчитаны на конкретных слушателей. Прибывая в новую общину, он знакомился с людьми и подробно выяснял, какие именно проблемы являются для них самыми острыми и животрепещущими. Затем, в ходе своей беседы, он обсуждал эти проблемы, облекая их в форму остроумных притч и захватывающих историй. В его рассказах слушатели узнавали себя и события, участниками которых они являлись, — это позволяло им взглянуть на случившееся как бы со стороны, оценить свои поступки и мысли с точки зрения законов Торы — и всем сердцем раскаяться в своих заблуждениях и прегрешениях.

Бывало, что его выступления продолжались по четыре и пять часов кряду, и, тем не менее, внимание общины не ослабевало — люди вместе с ним переживали духовное восхождение. Его слова, исходившие из чистого и святого сердца, проникали прямо в сердца людей. Порой, рассказывая о преступлениях евреев против законов Торы, Магид из Кельма, не в силах сдержаться, плакал — и весь огромный зал рыдал вместе с ним (Сарей амеа 6:4; Тнуат амусар т.2 с. 320-321; Гдолей адорот).

Однажды Магид из Кельма приехал на шабат в курортный городок на рижском взморье, где проводили летние месяцы многие обеспеченные еврейские семьи. Во время утренней молитвы он обратил внимание на то, что большинство собравшихся явилось в синагогу без талита. Выступая в этой синагоге на исходе шабата, р. Моше-Ицхак рассказал короткую притчу: «На прошлой неделе я был в Риге и зашел к одному знакомому. Но его не было дома: мне сказали, что он уехал на курорт. И вдруг я услышал из соседней комнаты плач. Я заглянул туда, но никого не увидел. Постепенно я понял, что плач доносился из одежного шкафа, — плакал талит, забытый на полке: “Мой хозяин бросил меня, он забрал деньги, украшения и драгоценности и уехал на рижское взморье — а меня оставил!” Мне стало жалко талит, и я утешил его: “Не плачь, придет час, и твой хозяин отправится в дальний путь — он оставит здесь все свои деньги и драгоценности, а с собой возьмет лишь тебя” [по обычаю, вне Земли Израиля умершего хоронили в талите]» (Сарей амеа 6:4).

В своих выступлениях Магид из Кельма, бесстрашно бросаясь в бой, обличал руководителей общин, злоупотреблявших своей властью, и богачей, притеснявших рядовых членов общины. Погрязшие в грехах нечестивцы опасались его разоблачений — не раз его лишали возможности говорить, изгоняли и даже подвергали тюремному заключению по доносу жертв его критики (Тнуат амусар т.2 с. 324).

Особенно непримиримо он сражался против влияния «просветителей». Говорили, что в тех местах, где побывал Магид из Кельма, пропаганда «просветителей» в течение длительного времени не оказывала воздействия. «Просветители» с горечью сетовали, что у их газет меньше читателей, чем слушателей у Магида (Маасей авотейну, Масей).

В 5644 /1884/ году р. Моше-Ицхак посетил Англию — его толкования Торы произвели отрезвляющее впечатление на лондонскую общину, находившуюся под сильным влиянием «просветителей» и «реформаторов веры».

Во многих местах, где побывал Магид из Кельма, он организовал товарищества по изучению книг мусара и алахи, что позволило закрепить духовное пробуждение, вызванное его беседами, — он возвратил тысячи людей на путь служения Всевышнему.

В 5657 /1897/ году в виленской типографии вышла в свет его книга Тохахат хаим («Урок жизни»). В этом сборнике Магид из Кельма объединил десять своих избранных драшот — однако в записанном виде эти толкования уже не воздействовали так сильно, поскольку утрачивалась его живая связь с аудиторией.

В 5658 /1898/ году р. Моше-Ицхак поселился в г. Лиде; он скончался после продолжительной болезни в 5660 /1899/ году, на семьдесят втором году жизни.

С разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…