Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Животная душа, даже находясь в состоянии покоя, пребывает в процессе ленивого перемещения от одного размышления к другому и от мысли к действию

ГЛАВА 10. УМЕРЕННОСТЬ В РЕЧИ

Прежде чем раскрыть свои уста, молча задумайся, есть ли польза от этого речения тебе или другим.

Мы уже объяснили выше, что животная душа, даже находясь в состоянии покоя, пребывает в процессе ленивого перемещения от одного размышления к другому и от мысли к действию. Например, воспоминание о неком человеке может повлечь за собой мысли о его сыне или внуке, их деяниях и собственности и вызвать всевозможные реакции, связанные с этими образами. Это происходит в результате мышления, поскольку воображение животной души лишено самостоятельного видения, ибо ее когнитивные процессы определены исключительно внешним воздействием[82].

Мыслящая душа способна превозмочь лень всегда, как только того пожелает. Она может связать любые идеи с восприятием некой фразы или слова. Мыслящая душа также называется «душой говорящей», поскольку создана в человеке для раскрытия другим чаяний его сердца, чтобы глаза видели, а уши слышали, и люди учились сами и помогали окружающим, обретали цельность и способствовали устранению недостатков в других. Однако чрезмерное использование речи для насмешничества и прочих недостойных целей в результате делает ее инструментом дурного побуждения, гордыни и стремления к славе[83]. К тому же пустословие приводит к злоязычию, издевательству, обману и прочим недостаткам, как сказали наши мудрецы: «Каждый, приумножающий свою речь, приходит к греху»[84].

Путь обретения качества умеренности в речи сводится к тому, чтобы обратить внимание своего сердца на каждое высказывание прежде, чем уста откроются, чтобы его произнести, пока веяние страсти еще слабо и лишь только начало зарождаться[85]. Если человек вознамерился сказать нечто пустое или излишнее, пусть научится вовремя останавливать себя, как с гордостью говорил царь Давид: «Размышления мои не преступили моих уст»[86], и сказали наши мудрецы: «Задумайся, прежде чем нечто выйдет из твоих уст»[87].

ГЛАВА 11. СПОКОЙСТВИЕ

Слова мудрецов воспринимаются в спокойствии. Стремись не столько быть праведником, сколько не стать злодеем.

Большинство достойных качеств определены точными границами, и, если их даже немного сузить или расширить, они отклоняются от прямого и верного пути. Как скверны грязь и нечистоты, так презренно и лицемерное целомудрие. Ханжество и желание человека выглядеть в глазах творений праведнее, чем он есть на самом деле, является таким же недостойным качеством, как безразличие к людям и к их мнениям. Об этом сказано: «и чисты будьте перед Г-сподом и перед Израилем…»[88] Тора приравнивает обязанности быть свободным от греха как перед Б-гом, так и перед народом Израиля[89].

И поскольку человек должен следить за своей физической чистотой, дабы не стать отвратительным в глазах людей, он тем более должен быть внимателен к тому, чтобы, не дай Б-г, не оказаться им ненавистным своими поступками. Поэтому необходимо крайне аккуратно и осторожно вести свои материальные и прочие дела, и прежде чем осуществить какое-либо начинание или произнести слово, стать уравновешенным, умеренным и спокойным, чтобы эта инициатива не привела, упаси Б-г, к чьему-то унижению, ненависти или конфликту[90]. Вести дела и разговаривать с людьми нужно дружелюбно и приветливо, ибо ярость и гнев свойственны только глупцам и нечестивцам. И даже в час, когда человеку следует поступать с другими согласно свойству суда, все же он должен приложить все силы и старания, чтобы не отклониться от истины даже на толщину волоска, как сказали наши мудрецы, благословенной памяти: «Стремись не столько быть праведником, сколько не стать злодеем»[91].


[82] Повествование об основателе Учения Мусар раве Исраэле Салантере: «Сколь возвышенны были духовные качества нашего учителя, благословенной памяти, который учит нас, что даже тот, кто поражает человека силой высших Небес, является вредителем! И мы никогда не видели, чтобы он совершал нечто подобное. Его язык был чист, как золото, и он внимательно следил за тем, чтобы не изречь чего-нибудь резкого даже в адрес человека, причинившего ему вред и вызвавшего его недовольство. Только одно мы видели постоянно: если некто совершал что-либо недостойное по отношению к нему и расстраивал его, он всегда старался незамедлительно воздать ему добром, несмотря на причиненное зло. И в этом он следовал качествам благословенного Б-га, как мы говорили». (Рав Ицхак Блазер, Свет Израиля, гл. «Пути света»).

[83] Повествование об одном из великих учителей Мусара: «Рав Ицхак Блазер отличался сдержанностью в речи. Злоязычие он считал одним из самых тяжких грехов, за который Всевышний сурово наказывает, и был крайне внимателен к тому, что произносят его уста. Для этого он подробно изучил законы о злоязычии, распространении лжи, сплетен и т.д. Рав Ицеле был особо бдителен в том, чтобы не произнести своими устами что-либо неуместное, особенно если это могло кого-то задеть, обидеть или причинить боль. Рав Симха Зиссель Зив Бройде (Саба из Кельма) писал о нем в одном из своих писем: “Чистые речения его уст были точно взвешены и определены”. Большую часть времени он проводил в молчании и отличался сдержанностью в речи». (Рав Дов Кац, Движение Мусар).

[84] Авот 1:17.

[85] «Рав Исраэль Салантер тщательно оберегал свои уста от запрещенных речей и злоязычия. Он не сторонился общения с людьми, но всеми силами избегал пустых разговоров, не связанных с Торой. Однажды, обсуждая с одним из близких учеников достоинства речи, он сказал: “В отношении злоязычия ты не можешь мне сказать: “вначале удали бревно из своего глаза”[85], — и мне кажется, что это верно также в отношении пустословия!” Учитель с присущей ему скромностью сказал “мне кажется”, но на самом деле он чрезвычайно внимательно относился к запрету на пустословие». (Рав Ицхак Блазер, Свет Израиля, гл. «Пути света»).

[86] Теилим 17:3.

[87] Тана Дебей Элиягу Зута, гл. 3.

[88] Бемидбар 32:22.

[89] «И обретешь милость и благоволение в глазах Б-га и людей» (Мишлей 3:4).

[90] «Человек не должен стремиться к безделью в своей жизни в этом мире: Именно об этом сказали наши мудрецы: “Великим в Торе нет покоя ни в этом мире, ни в Грядущем, как сказано: “Пойдут от силы к силе” (Теилим 84:8)” (Брахот 64а). Это означает, что, как в этом мире они поднимаются от ступени к ступени, возвышаясь в своем постижении и осознании истины, так и в Грядущем мире перед ними по-прежнему будут раскрываться бесчисленные ступени осознания истинной реальности. И они восходят по этим ступеням, постигая мироздание и приветствуя Шехину, о чем сказано: “И раскроется Всесильный Г-сподь в Цийоне” (Теилим 84:8)». (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Жизнь миров»).

[91] Брахот 30а.

[92] «В высших мирах отпечатки всех чувств ясно видны и остаются навечно, сияя ярким светом, отражающим все в истинном виде». (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Ибо все, на Небесах и на земле… часть 2»).

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное согласие на публикацию.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…