Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему в Йом Кипур читают книгу пророка Йоны? Основной ответ, основанный на простом понимании сказанного в этой книге, состоит в том, что она учит нас: никогда не поздно раскаяться, и искреннее раскаяние может отменить самое страшное наказание. Также мы видим в ней, что каждый человек, каждое создание дорого перед Богом, и мы тоже должны их жалеть, как это делает Всевышний. Хафец Хаим (Мишна Брура и Шаарей Циюн, Орах Хаим 623:2) обращает наше внимание еще на одну мысль книги Йона — от Бога не убежишь, и то, что предназначено человеку исправить, он должен исправить, и даже если человек отчается и захочет умереть — ему это не поможет, так как после мук смерти его снова приведут в этот мир. На это намекает случившееся с пророком Йоной: он должен был пойти в город Нинве с наставлением Бога, а вместо этого убежал из Земли Израиля, его бросили в море, в море его проглотила рыба… намучился он достаточно. И несмотря на все, он снова получил пророчество и отправился в город Нинве. От Бога не убежишь, так зачем мучиться, не легче ли сразу исполнить желание Бога?

Зоар и Виленский Гаон разбирают дополнительный смысл книги пророка Йоны. Как известно, для каждого отрывка Писания имеются несколько уровней понимания. Простой смысл называется пшат, а глубокий смысл — ремез, намек.

Согласно ремезу пророк Йона символизирует душу человека, а корабль, на котором он пытался бежать — тело. И Йона на корабле был подобен душе, находящейся в теле. Кораблем движет множество разных сил, также и в нашем теле есть разные силы. Море в еврейской символике всегда означает наш физический мир, в котором мы живем. Как в море можно утонуть, так и вашем физическом мире; в море бывает спокойная погода, а бывает и буря — то же и здесь. На суше — там, где место жизни человека, вода пресная, пресную воду можно пить, ею также можно пользоваться для многих целей, для которых не подойдет морская, она символизирует Тору. Морская же вода символизирует материальные вещи, морская вода соленая, если ее пить — возникает еще большее чувство жажды. Жажда — это символ наших страстей. Когда человек чего-то очень хочет, о нем говорят, что он «жаждет» этого.

В физическом мире человеку кажется, что его жажду можно утолить материальными вещами, как может казаться в море человеку, незнакомому с тем, что такое морская вода, что ею можно напиться. Но у того, кто начинает ее пить, возникает все большее чувство жажды, которую нельзя утолить соленой водой. Жажду можно утолить только пресной водой.

Согласно этому, вот каков намек истории Йоны. Йона («душа») плывет по морю («материальному миру»), и случается буря (неприятности). Когда приходят неприятности, нужно просить у Бога помощи, но душа в этот момент может решить «заснуть». Что делает Йона во время бури — сходит вниз и идет спать. Тогда к нему приходит капитан (йецер а-тов, доброе начало в человеке) и начинает его будить: «Что ты спишь! Как ты можешь в такой ситуации спать! Вставай и молись!» Йона («душа») не начинает молиться, и его выбрасывают из корабля (из «тела») за борт (душа покидает тело, человек умирает), и тогда его проглатывает рыба, и он испытывает мучения (в нашей аллегории — это мучения ада), но в конце он возвращается на сушу (в нашем примере — реинкарнация) и выполняет свое предназначение.

Из книги рава Ицхака Зильбера: Осенние праздники и книга Йоны. Рош-аШана, Йом Кипур, Суккот


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…