Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Люди думают, что их собственные деяния являются определяющими, вне связи с Б-гом

«Это заблуждение свойственно множеству людей. Они считают, что все процессы в мире протекают согласно законам природы, которые вложил Создатель в нижние миры, и их (людей) старание и расторопность помогают (в достижении блага), а лень — вредит. Об этом сказано в книге Дварим (8:17): “Мощь моя и крепость руки моей принесли мне это богатство” . А еще они говорят, что все в руках судьбы, и нет разницы между праведником и злодеем, и нет ничего, кроме естественного хода вещей — ни добра, ни зла».

У всех этих представлений — один корень, хотя их последствия различны.

Первые утверждают, что все зависит от усилий человека. А вторые вообще отрицают возможность человека что-либо изменить. Но оба мировоззрения основаны на одном: восприятии природы как абсолютной реальности, над которой нет Творца, который по Своей воле позволяет ей продолжать действовать согласно своим законам, или же может отменить и изменить их — если Он пожелает отреагировать таким образом на деяния людей.

Очевидно, что в обоих случаях нет места для служения. Актом жертвоприношения или молитвы служитель Б-га выражает свое отрицание этих мировоззрений. Служение показывает, что человек способен изменить свою судьбу и положение всей Вселенной — именно через акт служения.

В противовес первому мировоззрению наше служение показывает, что не в силах человека самостоятельно восполнить свои недостатки и потребности. Сущность молитвы заключается в предстоянии человека как испытывающего нехватку, как зависящего от Всевышнего во всех своих нуждах и потребностях, как учили нас Мудрецы: «Пусть человек всегда представит себя бедным и предстанет перед Всевышним как нищий, молящий о помощи. И необходимо приучить себя к этому качеству. Даже если речь идет о богаче, ему следует думать о том, что ничего из его имущества не принадлежит ему по сути, и он постоянно нуждается в милосердии Творца, и склонит свое сердце и предстанет как нищий, особенно во время молитв, ведь это — залог того, что молитва будет принята» (Томер Двора 9).

Актом жертвоприношения человек отрицает свое самостоятельное существование и вручает его Творцу, вместе с «самостоятельным» существованием всей природы. Он умерщвляет ее, сжигает и поднимает к своему корню, и тем самым выражает отрицание ее существования как автономного субьекта. Она аннулирована по отношению к воле Творца.

А в противовес второму суждению, фатализму, служитель Б-га выражает своей молитвой об удовлетворении своих повседневных нужд веру в то, что в силах молитвы отменить приговор и изменить судьбу. «Ведь никогда не молился человек Всевышнему, чтобы дал Он ему благо или спас от зла… пока не верил во все чудеса, ибо все происходит вследствие изменения природы вещей, и никак иначе» (Рамбан).

В служение через жертвоприношения в Храме заложено указание и раскрытие того факта, что из этого места соединения высших и низших миров снисходит на мир изобилие благословения. И он — праведник, слуга Б-га, есть основа всего этого изобилия благодати. Все Вселенная получает воздействие от действий человека, и он производит в ней изменения, приближая или отдаляя ее от света лица Всевышнего.

В идолопоклонническом мировоззрении человек не в силах ничего добавить к деяниям Творца, к природе, и тем более отменить и исправить систему зла, — ведь она тоже дело рук Всевышнего. Но святая вера Израиля в том, что человек сотворен, дабы «исправить мир царствием Всемогущего».


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.