Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Целью сотворения мира было воздать благо сотворенным. Совершая служение, человек выполняет волю Творца.

Наши учителя указали нам два пути для понимания вышеуказанной сложности. Первый путь объясняет рабейну Бехае, а второй — Маараль.

Объяснение рабейну Бехае

«Хотя в соответствии с этим подходом нет пользы в жертвоприношениях, кроме как для самого грешника, приносящего жертву, она называется в Писании “Мое всесожжение, приятное благоухание Г-споду”. Ведь этот грешник стал желанен Всевышнему после того, как раскаялся в грехе и принес жертву. Всевышний приказал ему сделать это, и Его воля исполнилась».

Как и многие другие учителя древности, рабейну Бехае был краток, и нам необходимо сделать усилие, чтобы понять всю глубину его мысли. Объясним данный вопрос в соответствии со сказанным в книге Руах Хаим (комментарии на Пиркей Авот раби Хаима из Воложина), где он толкует мишну: «Не будьте подобны рабам, служащим хозяину за награду, но будьте подобны рабам, служащим хозяину не для того, чтобы получить награду» (1:3).

Цель творения: воздать благо сотворенным

Вот что он писал: «Поскольку цель творения — воздать благо сотворенным, то самым важным и достойным служением должно быть именно служение для получения награды. Служить для того, чтобы получить благо с целью сделать приятное Всевышнему. И действительно, если человек в своем служении стремится получить награду и имеет при этом в виду исключительно сделать приятное Всевышнему, когда Тот воздаст благо сотворенным в награду за их труд, то это превосходное служение. Если же человек служит для себя, для своей пользы — это низкопробное служение, от которого нас и предостерегают».

Замысел Творения: «Мир строится благодеянием». Создание места, где сотворенные смогут получить благо, наслаждение и удовольствие без границ; вечность. Это знание необходимо каждому еврею в качестве корня и основания для начала его пути по лестнице чистосердечного служения, как объясняет Рамхаль в начале книги Месилат Йешарим: «Основа благочестия и корень совершенного служения в том, чтобы человеку стало ясно, в чем состоят его обязанности в мире, к чему должен обращаться его взгляд и к чему он должен стремиться в жизни. Наши мудрецы учат нас, что человек создан наслаждаться Всевышним и получать блаженство от сияния Его Присутствия». Основа и цель служения — это выполнение воли Творца, а она заключается в том, чтобы стать достойным получать Его совершенное благо.

В жертвенном служении выполняется воля Всевышнего: желание воздать благо

Теперь нам легче понять высказывание рабейну Бехае.

Целью сотворения мира было воздать благо сотворенным. Совершая служение, человек выполняет волю Творца, ведь «этот грешник стал желанен (это желание воздать совершенное благо) Всевышнему после того, как раскаялся в грехе и принес жертву (теперь он достоин получать благо); Всевышний приказал ему сделать это (в этом и заключается приказ о служении — очиститься с помощью жертвоприношения, чтобы грешник вновь стал достоин получать благо), и Его воля исполнилась (тем, что Всевышний теперь вновь воздаст ему благо)». Так же трактуется и добровольное жертвоприношение: жертвователь желает «подняться на более высокую духовную ступень, уподобиться ангелам, окружающим Колесницу, полностью приобщиться к Б-гу», и это желание есть исполнение воли Творца. Творец хочет, чтобы человек стремился наслаждаться Всевышним и получать блаженство от сияния Его присутствия, а ведь это и есть цель и высшая воля Всевышнего в Творении.

То же самое относится и к молитвенному служению: все просьбы о насущных нуждах, о прощении и искуплении, об излечении и пропитании — есть служение. Молящийся, зная, что воля Творца в том и заключается, чтобы воздать человеку совершенное благо, выполняет волю Всевышнего, служа ему в молитве, и делая себя тем самым способным получать это благо.

Как замечательно единство воли служителя и воли Творца в этом совершенном служении!

Вот молитва раби Александрии после молитвы Шмоне Эсре: «Владыка миров, открыто и известно пред Тобой, что наше желание — исполнять Твою волю! А что же нам мешает? “Закваска в тесте” и “порабощение царствами”. Пусть будет воля Твоя спасти нас от их рук, и мы вновь станем исполнять законы Твоей воли с искренним сердцем» (Брахот 17). Наше внутреннее желание, — во всех наших просьбах о насущных нуждах — выполнять Твою волю! Ведь это и есть Твоя воля — воздавать нам благо! А что же мешает нам совершать это цельное служение? Злое начало внутри нас и внешнее порабощение еврейского народа.

Именно на эту концепцию намекает Риканати в своем объяснении смысла жервоприношения: «Знай, что жертва приближает низшую волю и объединяет и приближает ее к высшей воле, и приближает высшую волю, чтобы объединить ее с низшей». Далее мы поймем это высказывание глубже, когда объясним слова Рамбана о смысле жертвоприношений в соответствии с подходом каббалы.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.