Из цикла «Исследователь и каббалист», темы: Сфирот, Каббала, РАМХАЛЬ, Духовный мир, Рав Лейб Александр Саврасов
А сейчас, с Б-жьей помощью, объясним десять сфирот. Это десять обобщений, в которых мудрецы Каббалы соединили все детали ашгахи так, что каждое обобщение включает бесконечное число деталей. Все детали добра, во всех мирах, включены в одну совокупность из этих десяти, называемую качество Хесед 71. А все аспекты власти, правления и суда включены в другое обобщение, и оно называется качество Гвура 72. Существует еще одно качество, среднее между этими двумя, — Рахамим 73. И для каждого из них есть три основы ашгахи, с помощью которых управляется мир. Прародитель, являющийся чем-то наподобие источника и древнего корня для каждого из качеств, порождение, которое само подобно прародителю, источнику и корню для своих порождений. (Мы называем их понятными нам именами только для того, чтобы иметь возможность говорить об их провидении и управлении нижними.) А еще у двух вышеперечисленных есть скрытый источник, корень всего. Из трех этих основ, в силу их единства, возникает нечто подобное дереву с ветвями. И как мы уже объясняли выше, в простой аллегории, все связано абсолютным единством во всех отношениях, ведь суд — это тоже доброта, тем более это относится к среднему качеству — милосердию. Поэтому для всех трех упомянутых аспектов определили единый источник, назвав его Кетер 74. Его назвали так в силу того, что все увенчаны им и им управляются. Кроме того, этот источник называют еще и «Эйн» 75, дабы показать, насколько он сокрыт, подобно корню дерева, и источник этот непостижим. Однако о собственной сущности Создателя мы не говорим вовсе, ибо ее мы не можем даже назвать никаким именем. Только иногда, в силу большой необходимости для понимания некоторых вещей, мы называем Его Эйн Соф, показывая этим только то, что Его сущность и Его недоступность бесконечны.
А вот схема того, что получили мудрецы Каббалы, — все детали ашгахи, стоящие на трех ступенях: прародитель и древний корень его, и порождение, идущее за ним, все это в трех видах и с единым источником. Корень всего — это:
Кетер
Бина Хохма
Гвура Тиферет Хесед
Ход Йесод Нецах
Малхут
Так вот, вся ашгаха добра состоит из трех видов 76, а Хохма 77 — их источник. Ашгаха суда состоит из трех аспектов с левой стороны, их источник — Бина 78. А три аспекта в середине составляют среднее качество — Рахамим. Йесод и Тиферет фактически едины, как еще будет объяснено, а их источник — это сокрытый Даат 79. Источник же всех источников, корень всех корней, единый сокрытый аспект — Кетер. Кетер — корень всего, и все возникает из него, подобно дереву, растущему из невидимого корня.
74 Корона.
75 «Нет» или «ничто».
76 Вся правая сторона — Хохма, Хесед и Нецах.
77 Обычно слово Хохма переводят как «мудрость», хотя и это весьма неточно. Раши, в комментарии на книгу Шмот (31:3), объясняет это понятие так: «то, что человек учит от других»; а вот что говорит об этом Рамхаль в книге «Даат Твунот»: «мудрость мы определим как “наполненность сознания верными образами”» (пункт 38), однако не следует забывать, что сказано там же (пункт 34): «аспекты неисчерпаемого совершенства Творца не могут быть прояснены для нас вообще, так как нет средств, чтобы их постичь. Например, известно, что Он мудр, — но не постичь нам всей глубины Его мудрости».
78 Дословно — «понимание», а Раши (Шмот 31:3) объясняет это как то, что человек понимает сам из уже выученного [от других].
79 Дословно — осознание, а Раши (Шмот 31:3) объясняет это как «дух святости», нисходящий на человека, то есть осознание из Б-жественного источника, что выше человеческого разума.
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.
Перевод р. Л.А. Саврасова.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.