Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Разные подходы к храмовым обычаям

Спор ришоним[1] о смысле жертвоприношений

Широко известен спор между Рамбамом (Море невухим 3:6) и Рамбаном (Ваикра 1:9) о смысле жертвенного служения в Храме.

Подход Рамбама

Суть жертвоприношений — отдалить сынов Израиля от ложного мировоззрения и от идолопоклонства, которые были распространены среди окружающих народов. «Поскольку египтяне и халдеи, в землях которых жили израильтяне, поклонялись крупному и мелкому рогатому скоту… египтяне служили барашкам, а халдеи — бесам, которых представляли в виде козлов; а индийцы до сих пор воздерживаются резать коров. Потому заповедал резать эти три вида для Всевышнего, чтобы всем стало известно, что действие, которое считалось для этих народов страшнейшим преступлением, именно его совершат для Творца… Таким образом будут исцелены ложные верования, которые есть заболевания души».

Возражения Рамбана Рамбаму

Но Рамбан представил серьезные возражения по поводу подхода Рамбама. Он пишет: «Делают стол Всевышнего мерзостью, утверждая, что единственная его цель — опровергнуть мнение злодеев и глупцов. А ведь Писание говорит, что жертвы — “хлеб, всесожжение для приятного благоухания”.» Рамбан приводит в доказательство истории праведников, которые всегда приносили жертвы Всевышнему, еще до того, как существовали в мире египтяне и халдеи с их верованиями (например, Адам, Эвель, Ноах и др.) Далее Рамбан объясняет свой подход к смыслу жертвоприношений, говорит об их возвышенной сути и ценности. Он подробно растолковывает это как на уровне простого смысла, так и на глубоких уровнях объяснения. В следующих главах мы попытаемся понять его слова подробно, так как они того заслуживают.

Следует, однако, заметить, что в мидраше Ваикра рабараба (22:5) излагает точку зрения, схожую со словами Рамбама: «Поскольку евреи были увлечены идолопоклонством в Египте, приносили жертвы козлищам и подвергались карам свыше, сказал Всевышний: Пусть они приносят предо Мной в любое время свои жертвы в Скинии Завета, и отойдут от идолопоклонства, и так спасутся». (См. также книгу Сефер Зикарон (Ритва), которая защищает подход Рамбама.)

Объяснения Мешех хохма

Автор книги Мешех хохма считает, что жертвы, приносимые на возвышениях (бамот), имели своей целью отдалить сынов Израиля от идолопоклонства. А жертвы, которые заповедано приносить в Храм, исправляют и соединяют духовные миры, как объясняет Рамбан.

В нашей попытке объяснить тематику молитвы и жертвоприношений, мы опираемся на учение Рамбана, рабейну Бехае и рабейну Йоны. Можно предположить, что и Рамбам тоже согласен с ними. Ведь он пишет, что в будущем Храм будет отстроен и служение в нем восстановится, хотя идолопоклонства тогда уже не будет. С тех пор выдающиеся еврейские мыслители шли по их следам, распространяя истинную мудрость, передававшуюся из поколения в поколение — от нашего учителя Моше.

Они объяснили нам две основных концепции относительно сути жертвоприношений. Одна концепция соответствует простому смыслу, а вторая — «пути истины», то есть в соответствии с подходом каббалы.

В следующих главах мы рассмотрим эти вопросы и их связь с молитвенным служением.


[1] Ришоним — (досл. Первые.) Еврейские мудрецы эпохи раннего средневековья (X-XV вв.)


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…