Из цикла «Даат тфила», темы: Ицхак, Еврейская молитва, Страх, Богобоязненность, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Небесный суд
«После того пришел Ицхак и добавил осознание качества Страха (Суда): если не будут служить Всевышнему, получат наказание, подобно рабу, бунтующему против господина. И он навел страх и ужас на людей и привел их к Б-гу» (Шаарей Ора 7).
«И потому это качество называется “Страхом”. Его придерживался наш праотец Ицхак, и потому сказано: “И поклялся Яаков “Страхом” своего отца Ицхака” (Там же, 6)».
Суть этого качества в управлении человеком посредством награды и наказания в соответствии с буквой закона. Грех ведет за собой исчезновение, преступление приводит к укусу Змея, отход от исполнения воли Всевышнего приводит к устранению из реальности. Порождение данного качества — Геином и другие страдания, суть которых — отсутствие, исчезновение (Маараль).
Это качество управления действует таким образзом, что каждый объект судится сам по себе в соответствии с его реальным состоянием в данный момент. Не принимаются во внимание его история, и суд также не откладывается до завтра в надежде на раскаяние человека. Качество Суда требует исполнения суда как такового: «Пусть закон проткнет гору!» Слово «мгновение» на Святом языке однокоренное со словом «разбиение». Время разбито на отдельные отрезки. Такое отношение к человеку — и есть Суд. Каждый судится в рамках своего определения суда.
Требование таково: полное самоотречение по отношению к исполнению воли Всевышнего. Человек должен поработить себя с полной самоотверженностью, не оставив ничего для себя. Полностью отрешиться от всякого стремления, желания и касательства. Отказ от телесных удовольствий. Жизнь жертвенности. По одному только качеству Суда мир не в состоянии существовать…
Как мы говорили выше, жизнь Ицхака была наполнена страданиями: она направлялась суровым качеством Суда. Именно Ицхак первым потребовал от Небес страданий для искупления, и с него они начались. Он отказывается дать благословения Яакову, поскольку качество Суда требует, чтобы праведник служил без материальных орудий и отказался от материального мира. «Этот мир создан только для полных злодеев, а Грядущий мир — только для полных праведников» (Брахот 61а). Вся суть Ицхака — полное аннулирование себя по отношению к воле Всевышнего. Он был «цельным жертвоприношением».
Страх — это корень качества Суда в психике человека, сила, полярная качеству любви. Суть страха — в замыкании человека и в его сокращении в собственных рамках, из опасения перейти ограду и нарушить закон. Как объясняет Рамбан (Комментарий на Пятикнижие, Итро): «Страх является корнем запрещающих заповедей». «В Торе содержатся предписывающие и запрещающие заповеди, что соответствует Аврааму и Ицхаку» (раби Авраам, сын Гаона).
«Ведь Ицхак не хотел изменить даже названий колодцев, данных его отцом… И, быть может, поэтому и его имя не изменилось, в отличие от других праотцов… Мера за меру…» (Рабейну Бехае). В этом находит свое выражение суть служения Ицхака и сущность его основного качества — отсутствие какого бы то ни было личного оттенка в служении. Деяние без примеси самодеятельности. Служение как самоотречение. В этом суть служения в мире трепета и Богобоязненности. Так и в отношении его имени: «Ицхак — изначально, еще до рождения, назвал его Всевышний именем Ицхак, и никогда оно не было изменено» (Мидраш аГадоль). Отмена всякого собственного влияния и оттенка в своем существовании. Самоуничижение по отношению к воле Всевышнего.
Маараль (Нетив Йират аШем) объясняет, что суть страха перед Б-гом в том, чтобы человек видел себя творением, соотносимым с Первопричиной. Другими словами, восприятие всей своей реальности не как существующей самой по себе, но лишь получающей свое существование по воле Творца. Реальность человека ничтожна и устраняется в своем бытии относительно реальности Творца. Это — правильный взгляд сотворенного существа. «Страх есть восприятие Божественного как такового» (Маараль).
«Зрение — качество Суда» (Рабейну Бехае).
«И указывает им (евреям) Ицхак на Всевышнего своими глазами. Сразу же подняли глаза вверх…» (Шабат 89б). «Потому Ицхак показывает на Всевышнего глазами, поскольку Ицхак приобщен к Б-гу, и он с Ним совершенно… и пойми выражение “своими глазами”: т.е. они видели Его со стороны качества Суда, которое является качеством Ицхака, как известно» (Маараль, Сефер аНецах).
Мы чувствуем, что в этих словах заключено нечто возвышенное. Исходя из этого ощущения, попытаемся объяснить их, насколько это возможно.
Зрение — это чувство, которым человек воспринимает внешнюю реальность в своей жизненной полноте, во всех ее деталях, оттенках и ощущениях. Это восприятие соединяет человека с реальностью. Человек проживает то, что он видит, на него воздействунт то, что проходит перед его глазами.
Ви́дение приводит к страху. Раскрытие с Небес заставляет человека умалить себя. Оно устраняет всякую возможность внутреннего анализа, отрицания и выбора. Страшащийся человек отказывается от себя из-за раскрытия, приходящего снаружи и заставляющего все его жизненные силы подчинить себя по отношению к этому раскрытию. «Через ви́дение приходит страх» (р. Цадок аКоэн).
О даровании Торы у горы Синай сказано: «И весь народ видит звуки, и факелы, и звук рога, и дымящую гору, и увидел народ, и отпрял, и встали издалека». Одной из целей раскрытия у Синая было внушение страха перед Б-гом: «Ибо, чтобы испытать вас пришел Б-г, и чтобы был страх Его на ваших лицах, чтобы вы не грешили» (Шмот 20).
«Ибо уровень пророчества — это максимальное ощущение присутствия… Ясное раскрытие “Ты со мной”, подобное “указывает на Него своими глазами” (р. Цадок аКоэн). В этом и заключается “принуждение” у горы Синай, когда Всевышний как будто бы “поднял над ними гору, как лохань”. Ви́дение раскрытия принуждает к самоотречению».
Цель страха перед Б-гом — прийти к этому уровню самоотречения, который относится к категории ви́дения.
Поскольку если увидит, если поднимется на такой высокий уровень связи, что сможет видеть раскрытие Божественного Присутствия, находиться в реальности этого соединения, — не выживет, ибо это невозможно для человека, находящегося в материальном теле. Это ви́дение, жизнеощущение такого присоединения к Божественному, требует ультимативного трепета перед Всевышним: самоотречения, самопожертвования, прекращения жизни.
Это и был уровень страха Ицхака — ступень ви́дения: «Раби Шимон говорит: В час, когда Ицхак был возложен на жертвенник, он поднял глаза кверху и увидел Божественное Присутствие. И написано: “…ибо не увидит Меня человек и останется в живых”, но, вместо смерти, его глаза притупились к старости. Отсюда ты учишь, что слепой подобен мертвому» (Пиркей дераби Элиэзер 32).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.