Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Творец использует два основных вида управления этим миром: открытое и скрытое. Когда единство Творца раскроется в мире, выяснится, что беды и страдания привели нас к благу.

Творец использует два основных вида управления этим миром, как подробно объясняет Рамхаль в книге Даат твунот:

«Управление Суда»: это открытое управление. В нем Всевышний ведет Себя с людьми в соответствии с их деяниями, мера за меру. Деяния людей оказывают сильнейшее воздействие на духовные миры — в лучшую или в худшую сторону. По отношению к этим деяниям и их последствиям Всевышний определяет людям награду и наказание. Он отплачивает озарением Своего Лица, приводящим к изобилию благословения и жизни в духовном и материальном, или сокрытием Лица, приводящим к уменьшению этой благодати. И тогда мир, являющийся по природе своей материальным и подверженным повреждениям, портится, и беды и страдания становятся уделом человечества. Также и в духовном смысле: пророчество уходит из мира, и мудрость оставляет мудрецов.

«Управление Единства»: это внутреннее глубокое управление, связанное с замыслом Творца мира привести все творение к полному исправлению. Чтобы оно было готово к «субботнему дню», дню, когда единство Творца раскроется в мире, и тогда выяснится задним числом, что вся система зла служила для раскрытия Славы Всевышнего, и что все беды и страдания привели только к благу и исправлению. Раскроется абсолютная власть Творца в творении и Его абсолютное единство — что нет ничего, кроме Него.

Данные виды управления требуют сотворения времени

Управление Суда требует возможности изменения состояний. Оно дает место деяниям людей в лучшую или худшую сторону, обращения их к пути прямому или кривому, а также возможность раскаяния.

«Когда человек в начале года ведет себя праведно, а затем каждый день спускается на десять ступеней, тогда с каждым днем проклятие умножается, и наоборот, когда человек с каждым днем все больше побеждает свое злое начало, ему с каждым днем добавляется благословение. И потому год называется שנה шана, поскольку נשתנה ништана, меняется изо дня в день — в худшую или лучшую сторону» (Толкование молитвы раби Авраама, сына Гаона). Таково также и управление Всевышнего по отношению к Его созданиям: к милости или к суду, к озарению Лица или, не дай Б-г, к сокрытию Лица. И то же все остальные качества управления, через которые Творец раскрывается при управлении миром. Они изменяются каждую минуту, в соответствии с деяниями людей: «человек судится каждый час». Естественно, такое управление возможно только в рамках сотворения времени, ведь изменение возможно только во времени.

Управление Единства: процесс приведения мира к совершенству в ходе процесса, объемлющего все происходящее в нем до достижения конечной цели — полного исправления и раскрытия единства Всевышнего. Как уже объяснялось, всякий процесс и совершенствование возможны только в рамках времени.

Следует понимать: все процессы и изменения, происходящие в «природе», являются порождением этих видов управления. Приведем несколько примеров. День и ночь — это порождения управления озарения Лика или сокрытия Лица, как мы объясним далее, в главе 3. То же самое относится к временам года, что станет понятно, если поразмыслить над глубинным смыслом связанных с ними праздников. Процессы роста и развития человека параллельны развитию и совершенствованию всей вселенной, как объясняется в книге Даат твунот. Причиной смерти, исчезновения и их порождений являются, как написано в Торе, грехи человека. То же самое относится и к остальным «природным» явлениям.

Ответ на этот вопрос очевиден для каждого верующего еврея. Ведь он знает, что корень Творения и всех его превращений — это воля Всевышнего, выраженная в Торе, «ибо Он смотрел в Тору и творил мир». Отсюда понятно, что, как сама реальность всех творений заложена в этих видах управления, так и происходящее с ними является следствием путей управления, раскрытых нам в Торе.

Два этих управления, действуя совместно, приводят человека и все творение к состоянию готовности к жизни в Грядущем мире.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.