Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В природе человека радоваться, когда его хвалят, а говорящий похвалы будет любим, даже если известно, что он определенно льстит.

Очень важна самая первая фраза в речи критикующего. Эта фраза определяет, как критика будет воспринята визави. Раби Моше Хаим Луцатто (Рамхаль) написал книгу об ораторском искусстве. Одно из первых правил, которые он предлагает выступающему: начинать речь с выражения скромности и комплимента в адрес слушателей. Тогда речь и содержащаяся в ней критика смогут проникнуть в сердце слушателей, и увеличится вероятность того, что слова выступающего заставят их изменить свое поведение:

«Но слушатель будет нам симпатизировать, если мы похвалим его и попросим у него разрешения начать — ведь это будет свидетельствовать о нашем уважении к нему. В природе человека радоваться, когда его хвалят, а говорящий похвалы будет любим, даже если известно, что он определенно льстит. И еще: если мы будем говорить мягко и выберем язык скромных, тогда отойдет от нас зависть человеческая, которая ослепляет глаза мудрецов, не давая им принимать истину, кто бы ее ни высказывал» (Лашон лимудим).

Обратите внимание на последние слова цитаты, где Рамхаль объясняет, что необходимость комплимента проистекает из того, что люди естественным образом завидуют друг другу. И уж тем более они ощущают себя соперниками, когда друг друга критикуют. Только слова, которые уберут барьеры, и помогут завязать узы любви, могут дать шанс тому, что человек захочет услышать критику, которая пытается изменить его поведение.

Шла Акадош тоже подчеркивал важность самой первой фразы в критической речи. Он следующим образом объяснял стих из книги Притч (9:8): «Не укоряй насмешника, чтобы он не возненавидел тебя; укоряй мудреца, и он возлюбит тебя». Когда ты критикуешь человека, не говори ему: «ты насмешник», поскольку тем самым ты заставляешь его тебя возненавидеть, и, соответственно, он не будет тебя слушать. Скажи ему: «Ты мудрец!» и тогда он будет внимательно слушать твои слова назидания.

То есть, Шла Акадош поясняет, что для принятия критики, необходимо похвалить критикуемого и отметить его мудрость. Поэтому не подобает такому умному человеку делать глупости. С другой стороны, если на критикуемом сразу поставить позорное клеймо, он закроется и не будет слушать никакой критики.

«Ты умный» — это не только комплимент, цель которого призвать к открытости. Он является положительной подготовкой к критике. Он дает критикуемому понять, что у меня нет к нему личной неприязни — проблема лишь с тем, что он сделал. Следует помнить, что когда критикуют супруга, он чувствует, как будто его не любят, и не обращают внимания на его положительные стороны и на все то, что он делает ради семьи. Чтобы предупредить это чувство, блокирующее восприятие критики, следует сказать ему прямым текстом, что это не так, что его любят и ценят.

Одна из слушательниц рассказала мне, что у нее в семье принято не ругаться вслух с мужем, а выражать свои претензии в письменном виде. Естественно, их переписка полна жесткой критики, более суровой, чем можно было бы высказать устно — бумага все стерпит. Когда она послушала мою лекцию о критике, у нее было ощущение, что речь идет лично о ней, и поэтому она решила последовать совету высказывать добрые слова прежде, чем критиковать. Поэтому в очередном письме мужу она посвятила несколько строк его положительным качествам, его преданности семье.

После этого она продолжила письмо, выразив многочисленные претензии. Закончив, она оставила письмо на его рабочем столе, и из любопытства решила подглядеть и посмотреть, как он отреагирует. Она увидела, что когда он взял письмо и начал читать, на его лице было заметно удивление. После этого выражение лица стало более суровым. Когда он кончил читать, он опять вернулся к началу письма и еще раз перечитал первые строки, улыбаясь. «Он встал со своего места и пошел мириться со мной», — закончила женщина свой рассказ. И добавила: «Эта история научила меня, сколь важно начать критику с комплиментов».

Комментаторы, обсуждающие заповедь Торы «упрекай ближнего своего», в один голос говорят, что единственный шанс довести критику до сердца критикуемого — это создать у него ощущение, что критик любит его. Поэтому высказываемый перед критикой комплимент дает критикуемому почувствовать, что замечания по поводу его поведения высказываются человеком, который ему симпатизирует. К примеру, раби Давид Анагид, внук Рамбама, предлагает человеку, выполняющему роль критика, «принимать людей с улыбкой и приветливым выражением лица, чтобы приняли твои слова и шли за ними».

На одной из встреч-консультаций я предложил Моше сказать его жене Зиве, , что тяготит его в семейной жизни. Он решил поговорить о беспорядке в доме и предварил свой упрек предположением, что женщина по своей природе тяготеет к порядку. В доказательство он привел тот факт, что о квартире холостяка говорят: здесь не чувствуется женской руки, поэтому квартира так и выглядит. К своему великому сожалению, он заметил, что Зива не тяготеет к порядку.

В этот момент Зива возмутилась: «Разве дом не убран? Гостиная не убрана? Кухня не убрана?»

Моше ответил: «Я не имею в виду комнаты, в которые заходят люди. Я имею в виду спальню».

Зива продолжила возмущаться: «А ты сам разве чистюля? И даже если бы ты был прав, не лучше ли было бы сказать: “В доме чисто, и Зива очень старается, но мне немного мешает беспорядок в некоторых местах в доме”.»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…