Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Два века тому назад один еврейский мудрец написал: «Человек может достигнуть высшего уровня святости только в Эрец Исраэль, ибо там пребывает Шехина — Святое Б-жественное Присутствие… Одна из удивительнейших загадок Торы состоит в том, что точно так же, как человеку для его духовного совершенства необходима близость Шехины, проявление совершенства самой Шехины зависит от еврейского народа. В истории евреев еще не было такого периода, когда весь народ жил в пределах Эрец Исраэль, поскольку даже во время Иеошуа два с половиной колена осели в Заиорданье. Следовательно, совершенство еврейского народа, Б-жественного Присутствия и Страны Израиля до сих пор остается нераскрытым. Причина тому коренится в глубокой, до сих пор не разгаданной тайне Творения».

Более трех тысяч лет миновало со времени перехода евреев во главе с Иеошуа через Иордан. С тех самых пор не прекращалось еврейское присутствие в Эрец Исраэль. Ни один народ не называл ее своей родиной. Страна не раз становилась добычей великих царей и полководцев, использовавших ее в политических и религиозных интересах, но всегда оставалась лишь маленькой провинцией могущественных империй. В глубине души все чужеземные правители сознавали, что эта земля не может им принадлежать, что она является вечной собственностью еврейского народа — живого символа прочной связи творения с Творцом.

Иеошуа и национальные завоевания

Война, которую Иеошуа вел против семи хананейских племен, попадает под категорию кибуш рабим — национальные завоевания, для совершения которых не требуется официальная санкция Санхедрина — Высшего Суда — или пророчество урим и тумим — элементов одежды Первосвященника. Ашем повелел Иеошуа завоевать Эрец Исраэль, вступив в войну с населявшими ее народами. Это был явный приказ Всевышнего и, следовательно, не подлежал обсуждению.

Если бы Иеошуа успешно завершил покорение семи племен и занял всю территорию Эрец Исраэль, то он получил бы от Всевышнего «мандат» на расширение военных действий по своему усмотрению. Создатель разрешил бы ему захватить «всякое место, на которое ступит его нога» (Иеошуа 1:3). Однако ему так и не удалось завершить первый этап завоеваний, и поэтому он не смог воспользоваться правом на дальнейшее расширение территории государства.

Легендарный царь Давид

Лишь спустя четыре столетия царь Давид сумел, наконец, расширить территорию Израиля за пределы первоначальных границ. Царь Давид был военным гением — бесподобным стратегом и отважным бойцом на поле сражения. Евреи любили его, а враги — боялись. И в победах и в неудачах Давид оставался верным слугой Ашема. Составленная им книга Псалмов (Теилим) с большой силой передает непоколебимую веру Давида в Б-га — вершителя его собственной судьбы и судьбы всего еврейского народа. Давид верил, что Всевышний является истинным и единственным источником его военных успехов. «Ибо не на лук свой полагаюсь, и меч мой не спасет меня. Ты (Ашем) спас нас от врагов наших и ненавидящих нас посрамил» (Теилим 44:7-8).

Царь Давид участвовал в восемнадцати военных кампаниях, которые можно разделить на две категории. В первую входят войны, носившие отчетливый оборонительный характер. Евреи подвергались нападению со стороны соседних народов, и Давид собирал армию, чтобы отразить угрозу. Такой была, например, агрессия аммонитов, нанявших 30 тысяч сирийских солдат и напавших на Израиль. Ко второй категории относятся войны, в ходе которых Давид сумел завершить дело, начатое Иеошуа: завоевать всю территорию семи хананейских народов и, тем самым, укрепиться на земле, завещанной нам Б-гом. Единственным исключением, не входящим ни в одну из указанных категорий, стал захват Арама — территории к северу от Эрец Исраэль.

Кибуц йохид: предпосылки для расширения границ

Захват царем Давидом территорий, не входящих в первоначальные границы Эрец Исраэль, известен как кибуш йохид — индивидуальные завоевания монарха. Обширные земли, завоеванные Давидом и простирающиеся к северу от реки Ефрат, называются Сурией (см. карту 3).

В соответствии с законами Торы, еврейский царь имеет право расширять границы Эрец Исраэль лишь при наличии особых, строго определенных условиях: Прежде, чем приступить к новым территориальными приобретениям, царь должен владеть всей Эрец Исраэль в границах, указанных в книге Бемидбар 34:3-12.

Царь не может начать сражение без предварительного согласия Великого Санхедрина — главного законодательного и судебного органа, состоящего из семидесяти мудрецов.

Всевышний должен одобрить план завоеваний; чтобы убедиться в этом, надо обратиться с вопросом к выразителям Его Воли — урим и тумим.

Лишь в этом случае приобретенные земли становятся как бы продолжением Земли Израиля. На них распространятся все законы ведения сельского хозяйства, включая шмиту, трумот и маасрот и т.д. Эти территории будут считаться такими же святыми, как первоначально завоеванные земли.

Наступление Иоава на Арам

Когда Иоав, главнокомандующий израильскими силами, начал продвигаться к Араму, его жители решили отвести нависшую над ними опасность с помощью хитрой уловки. Они послали навстречу наступающей армии гонца с письмом, в котором протестовали против нападения на них евреев. В письме говорилось: Разве вы не потомки Яакова? Рдзве он не заключил двусторонний договор с Лаваном, от которого мы происходим? Во время встречи двух наших предков Лаван сказал Яакову: Теперь же пойдем, заключим союз, я и ты… Вот памятник, который я воздвиг между мною и семи племен, и поскольку это условие не было выполнено в момент занятия Арама, эти земли не были признаны частью Эрец Исраэль.

Некоторое время спустя Давиду удалось все же захватить укрепленный пункт иевуситов и включить гору Цион с состав столицы государства. Он построил на Ционе царскую усыпальницу. Земля этой горы вся пропитана святостью, излученной телами похороненных там великих людей.

Мидраш объясняет, почему полное истребление семи ханаанских народов и установление власти евреев над всей территорией Эрец Исраэль должно предшествовать дальнейшей экспансии. Когда Б-r повелел евреям войти в землю и завоевать ее, Он отметил, что главным условием их успеха является беспрекословное исполнение законов Торы. «Если будете строго соблюдать все заповеди эти… любить Ашема, Б-га вашего, и ходить всеми путями Его… то (только при этом уеловии) прогонит Ашем все народы эти от лица вашего, и овладеете вы народами, которые многочисленнее и сильнее вас» (Дварим 11:22-23). Лишь после выполнения этой первой задачи вступает в силу второе обещание Всевышнего, что «всякое место, на которое ступит нога твоя, будет отдано тебе».

Вначале надо очистить от всяческой скверны, идолопоклонства и морального разложения «внутреннее святилище», т.е. территорию Эрец Исраэль в установленных Торой границах, и лишь затем силы святости, заложенные в этой земле, распространят свое влияние за ее пределы. Даже один единственный оплот язычников угрожает целостности Земли Израиля, ее святости. Малочисленная секта идолопоклонников способна ввести в соблазн наименее стойких евреев. А те, в свою очередь, могут распространить языческие обычаи и распущенность на остальную часть населения страны. В результате разрушится духовная основа нации, пострадает святость самой земли. Вот почему евреи должны не только захватить Эрец Исраэль, но и полностью ликвидировать в ней все формы идолопоклонства, а также выработать в себе искреннюю и бескомпромиссную приверженность Торе и ее заповедям.

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…