Темы: Гер, Смешанный брак, Даниэль Шевелевич, Бааль Тшува, Поиск истины, Советский Союз
В последние десятилетия мы являемся свидетелями чудесного и долгожданного возвращения тысяч евреев, говорящих по-русски, к своим истинным корням — соблюдению заповедей святой Торы, данной нам Всевышним, благословен Он, более трех тысяч лет назад на горе Синай. Не менее удивительным и впечатляющим является также присоединение сотен представителей различных народов к общине религиозных евреев. Известно: дарование Торы повлияло и на народы мира, пробудив у них тягу к Торе.
В книге Кдушат Леви, написанной рабби Леви-Ицхаком из Бердичева, сказано, что народы принесли евреям дары за то, что те согласились принять Тору. Что же это за подарки? Это драгоценные святые души, «плененные» народами, которые возвратились и прошли гиюр.
Рамбам в «Книге заповедей» указывает на предписывающую заповедь — любить геров (прозелитов, принявших еврейскую веру). Разумеется, общее для всего Израиля повеление — «люби ближнего, как самого себя» — подразумевает и гера, который также является «ближним», ведь Тора говорит о гер-цедеке (праведном гере), для которого обязательно соблюдение всех заповедей. И, все же, поскольку он сам пришел к нашей вере, а-Шем любит его по-особому и поэтому посвятил ему особую заповедь. И во многих мидрашах разъяснено, что а-Шем заповедал нам любить гера так же, как заповедал любить Себя Самого, благословен Он.
Известна притча о леснике, разводившем оленей в своем хозяйстве. Однажды забрел к нему дикий олень из леса. И лесник кормил его больше и вкуснее, чем домашних оленей. Спросили его соседи, почему он так выделяет дикого оленя. Ответил им лесник: по своему собственному желанию пришел он ко мне, в отличие от оленей, вынужденных находиться у меня с рождения. Поэтому и полагается ему больше.
Лично у меня каждая встреча с праведным гером вызывает сильное эмоциональное переживание и дает мощный духовный стимул в службе Всевышнему, благословен Он.
Вот и сейчас я бы не хотел упустить возможность рассказать о гер-цедеке, подобных которому, наверное, не ошибусь, в мире насчитывается несколько человек. Подумал, что рассказ о его духовном возрождении, может быть, пробудит от «сна» и равнодушия десятки тысяч наших соплеменников, пока еще далеких от еврейской Традиции, и вызовет у них тягу к сокровищам святой Торы.
Итак, знакомьтесь: Давид Поляков, 62 лет, бывший советский офицер — летчик, майор ВВС, отслуживший в армии 25 лет. Родился Давид на Дальнем Востоке в чисто русской семье. Его родители постарались воспитать в сыне честность, порядочность, доброту. Он закончил автотранспортный техникум, отслужил в армии и поступил в летное училище, по окончании которого стал кадровым офицером Советской армии. Во всех местах службы Давид отличался уважительным отношениям к солдатам разных национальностей, за что последние очень уважали его. Те, кто вырос в бывшем СССР, прекрасно помнят пресловутую «дружбу народов», проявлявшуюся, особенно в армии, в нетерпимости и преследовании людей по национальному признаку.
В 25 лет Давид женился на скромной еврейской девушке, так как его мама, обладая интуицией, еще в детстве советовала сыну дружить с евреями. В то время все казалось ему незыблемым и постоянным: жена, дети, родная армия. Не было и малейшего намека на какие-то изменения в мировоззрении и образе жизни. Так и кочевал терпеливо с семьей по аэродромам: Германия, Киргизия, Литва, Урал, Сибирь.
Перестройка застала его на таежных болотах. С этого времени в жизни майора вдруг начинают происходить чудеса: а-Шем подталкивает его к кардинальным изменениям в жизни, пока нелогичным и необъяснимым. Его воинскую часть вдруг рассекретили. И предложили уволиться в запас. Неожиданно появилась мысль эмигрировать в Израиль. Еще в молодости у него было ощущение, что когда-нибудь он будет жить в жаркой стране. И вот 18 лет назад это «материализовалось». Жена и дети с готовностью поддержали эту идею. Совершенно чудесным образом в течение 3-х месяцев было получено разрешение на выезд, хотя по правилам это могло произойти только через 5 лет после окончания военной службы.
Абсорбция, как у большинства новоприбывших, протекала трудно, все было как в тумане. В то же время семья чувствовала, что какая-то высшая и неведомая раньше сила ведет их по новой жизни. Непередаваемые ощущения от природы, неба и солнца Земли Израиля вызывали душевный подъем.
Первой стала возвращаться к иудаизму старшая дочь. Попав однажды на шабат в религиозную семью, девушка была настолько поражена красотой и святостью еврейского образа жизни, что сразу приняла решение приобщиться к нему. После окончания семинара она благополучно вышла замуж и воспитывает сейчас детей в духе традиционного иудаизма.
Ее брат, побывав в Ливане в составе боевых частей (у него на глазах погиб друг), также вступил на путь возвращения к Всевышнему, благословен Он. Недавно он тоже женился на религиозной девушке и привел в свет новых евреев на радость дедушке и бабушке.
Изменения в жизни детей не смогли не сказаться на родителях, которые с глубоким пониманием отнеслись к ним. В отличие от многих семей, здесь не было напряжения и дискуссий. Обмен мнениями протекал в мягкой форме, без давления и принуждения. Жена Давида, а затем и он сам стали посещать лекции по иудаизму, чтобы лучше понять детей. Как и у всех начинающих, путь приближения к заповедям святой Торы начался с получения и осмысливания новой информации. Через некоторое время они приступили к практическому соблюдению заповедей.
У Давида в тот момент уже не было сомнений относительно перехода в еврейство. Только иногда беспокоила мысль, сможет ли он потянуть этот груз. Ведь ответственность велика. Перелом наступил в праздник Симхат Тора, когда Давиду вручили свиток Торы, с которым он совершил обход бимы (стола для чтения Торы). Необычайный восторг охватил его при этом, и беспокойство ушло. Позже Давид прошел обучение на курсах гиюра и, успешно сдав экзамен, стал религиозным евреем.
Прекрасно владея святым языком, он каждый день после тяжелого трудового дня изучает Талмуд в вечернем колеле и старается тщательно соблюдать заповеди святой Торы. Дети отдают дань уважения отцу, приглашая его быть сандаком на обрезании внуков. Удивительная судьба нашего героя в очередной раз доказывает наличие ашгаха пратит (Б-жественного «присмотра» за каждым человеком), воздаяния за добрые дела. А также показывает: ничто не может помешать исполниться истинному желанию человека приблизиться к Всевышнему, благословен Он.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.