Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Хотя рав Кук сильно отличался по политическим взглядам и философии от многих лидеров ортодоксии тех лет, он находился в дружеских отношениях почти со всеми из них.

Рав Кук был в Европе, когда началась первая мировая война. Она не позволила ему вернуться в Палестину, и он провел военные годы в Швейцарии и Лондоне. Вернулся он в 1920 году и был избран главным раввином Иерусалима, несмотря на оппозицию старого ишува, который видел в этом избрании общую попытку сионистского лидерства достичь политического, экономического, а теперь и религиозного контроля над городом.10 В 1921 году он убедил мандатное правительство Палестины учредить «официальный» раввинат, чтобы управлять религиозными вопросами в стране, и был избран на пост ашкеназского главного раввина Палестины.11 В раввинате было немало ведущих раввинов страны, но многие выдающиеся раввины старого ишува и те, что приехали позже, отказывались участвовать в новой организации.

Само сионистское движение амбивалентно относилось к новому раввинату. С одной стороны, главный раввинат обещал помощь и поддержку новому ишуву в плане раввинского лидерства. С другой стороны, раввинат укреплял силы традиционного еврейства, препятствующего созданию «нового» еврея и «нового» еврейского общества, чего так желали сионисты. Это противоречивое отношение сионистского лидерства к главному раввинату никогда не прекращалось.

В 1923 году рав Кук основал ешиву «Мерказ а-рав», которая должна была выпускать духовных лидеров по образцу своего наставника и продвигать его идеи о Торе и освобождении еврейского народа. В том году рав Кук даже поехал в Америку, чтобы собрать деньги на нужды ешив Европы. Его визит в США превратился в триумфальное турне.12

Вернувшись в Иерусалим, он оставался официальным ходатаем за свой народ. Горячо выступал за право евреев молиться у Западной Стены, где их подвергали унижению и насилию арабы, а в 1920 году мешали британцы. Рав Кук требовал разрешить евреям свободную иммиграцию в Палестину, обеспечить равенство еврейских социальных групп и справедливость в отношениях между евреями и арабами. Он обличал главного иерусалимского муфтия, его террористическую политику и активно поддерживал еврейскую самооборону.

Хотя рав Кук сильно отличался по политическим взглядам и философии от многих лидеров ортодоксии тех лет, он находился в дружеских отношениях почти со всеми из них. Рав Хаим Озер Гродзенский, рав Исраэль Меир а-Коэн (Хафец Хаим), рав Авраам Алтер из Гур и многие другие часто переписывались с ним.

Во время визита р. Алтера на Святую Землю в 1923 году он пытался снять разногласия между р. Куком и лидерами старого ишува: р. Зонненфельдом и р. Дискиным. Под их влияние р. Кук согласился отказаться от некоторых писаний, которые считали слишком крайними. Но перемирие нарушилось из-за влияния оппозиции и давних организационных и идейных разногласий.


9 Одно из его самых известных высказываний: «Иерусалим был разрушен из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу и будет отстроен благодаря беспричинной любви евреев».

10 Поскольку его избрание подразумевало политизацию раввината, старый ишув его не принимал, признавая своим раввином только рава Иосефа Хаима Зонненфельда.

11 Его сефардским коллегой, главным раввином страны, был рав Яков Меир. Он носил титул Ришон ЛеЦион (Первый в Сионе), который указывал на него как на преемника хахама баши (главного хахама) — так назывался прежде в течение ряда поколений при турках сефардский главный раввин Палестины. Поэтому особой оппозиции к сефардскому главному раввину у ортодоксии не было.

12 Его сопровождали рав Моше Мордехай Эпштейн из Слободки (позднее Хеврона) и рав Авраам Дов Бер Кагане Шапиро, рав Ковно (Литва).

 

Читайте: тема Религиозный сионизм и движение Мизрахи — «вязаные кипы»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…