Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
8. Мекалькель
Поскольку при рассмотрении законов шабата принимается во внимание млехет махшевет, то есть необходимо, чтобы действие приводило к какому-то улучшению, то в случае, когда оно, напротив, портит, мелаха не считается значимой, и тот, кто ее выполняет, патур. Таким образом, не нарушает запрета Торы тот, кто рвет одежду (если рвет не в гневе и не с целью перешивания, что считается исправлением) или разрушает какую-либо постройку (без цели построить другую — тогда это тоже исправление), поскольку его действия ничего не исправили, а лишь испортили. Тем не менее мудрецы запретили подобные действия16.
9. Давар шеэйно миткаем
Так как то, что делалось для Мишкана, могло существовать продолжительное время, то не нарушает запрета Торы сделавший в шабат работу, результат которой не может существовать значимое время17. Например, если человек пишет на предмете, который не просуществует долго, или быстро разрушающимся материалом, то он не нарушает запрета Торы. Точно так же и с другими работами. Тем не менее и здесь действует запрет мудрецов, несмотря на то, что Тора не запрещает подобные работы.
10. Митасек
Тот, кто совершает мелаху ненамеренно, т.е. в момент ее совершения он не знал, что делает мелаху, не нарушает запрета Торы. Скажем, забыв о том, что в кармане лежит какая-то вещь, человек выходит с ней из ршут аяхид (единоличного владения) в ршут арабим (общественное владение). Несмотря на то, что произведен законченный вынос из владения во владение, он не нарушил запрет Торы и не обязан даже принести грехоочистительную жертву, а считается непроизвольно совершившим работу (митасек). Тем не менее и здесь тоже действует запрет мудрецов, поэтому необходимо быть очень осторожным и внимательно следить за тем, чтобы не совершать работу даже непроизвольно.
11. Сделанное двумя
В случае, когда два человека вместе сделали работу, которую каждый из них мог бы сделать сам, или, если один20 начал делать работу, а другой ее закончил, оба птурим. Тем не менее и такое действие запрещено мудрецами.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы