Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Каждый раз при употреблении хлеба в шаббат следует произнести благословение, положив на стол две целых халы или булочки. Это правило распространяется на женщин и мужчин.

1. Омовение рук

В некоторых местах существует обычай омывать руки до кидуша, а во многих других — после.

2. Лэхем мишнэ

Каждый раз, когда едят хлеб в шабат (даже если уже сделали три обязательные трапезы), необходимо сказать благословение на два целых хлеба и отъесть хотя бы от одного из них. Постановили это наши мудрецы, благословенна их память, чтобы мы помнили о мане (небесном хлебе), которого накануне шабата выпадало в два раза больше, чем в другие дни, как сказано: «И вот в шестой день собрали лэхем мишнэ (двойной хлеб)». И поэтому два хлеба называются лэхем мишнэ. И женщины обязаны исполнять заповедь лэхем мишнэ, потому что, как и в остальных заповедях шабата, мудрецы не разделили между мужчинами и женщинами(см. источники).

Тот, кто сам не преломляет хлеб, может выполнить заповедь лэхем мишнэ, послушав благословение преломляющего лэхем мишнэ(как и во всех случаях, когда выполняют заповедь, слушая благословение от другого человека, необходимо, чтобы и благословляющий и слушающий имели это в виду). И недостаточно здесь только съесть кусок от лэхем мишнэ, но необходимо слышать благословение преломляющего этот хлеб (и при этом иметь намерение выполнить заповедь через его благословение). И, как мы уже написали выше о кидуше, при произнесении благословения амоци на хлеб все должны сидеть на своих местах и внимательно слушать каждое слово.

3. Покрывание хал

Халы накрывают сверху и снизу (если они не лежат непосредственно на скатерти). Это тоже делается в память о мане, который ложился на землю между двумя покровами.

4. Как преломляют халы

Халы кладут одну на другую, держат их обе в момент благословения и преломляют (режут) всегда верхнюю халу, за исключением субботнего вечера, когда начинают с нижней халы.

(В пасхальную ночь, даже если она выпадает на шабат, преломляют верхнюю халу /мацу/). Принято помечать ножом (но надрезать нельзя нисколько) то место, где собираются потом резать. Вечером в шабат некоторые благословляющие располагают нижнюю халу немного ближе к себе, чем верхнюю.

5. Размер субботней трапезы

Изначально в каждую из трех трапез необходимо съесть немного более кевейца хлеба. Постфактум достаточно кезайит хлеба. Атмосфера за субботним столом должна соответствовать святости дня: нет ничего лучше, чем говорить за столом о недельном разделе Торы. Несмотря на то, что заповедано продлевать трапезу более обычного, необходимо следить за тем, чтобы это не привело к запрещённым разговорам.

6. Благословение после еды

Во всех субботних трапезах в благословении после еды перед словами Увнэ Йерушалайим обязательно говорят вставку, начинающуюся со слова Рцэ. Если забыли сказать Рцэ и вспомнили после того, как начали Увнэ Йерушалайим, но еще не окончили это благословение, а сказали только Барух Ата Адо-ной, следует закончить благословение словами «…ломдейни хукэха» и вернуться к Рцэ. Но если уже начали произносить бонэ, следует закончить это благословение и сказать особое напоминающее о шабате благословение, которое можно найти в молитвенниках. Если же человек вспомнил о пропущенном Рцэ после того, как начал четвертое благословение, он должен вернуться к самому началу Послетрапезного благословения.

Когда справедливо вышесказанное? В первой (вечерней) и утренней трапезах (даже если только сомневаются, сказали ли Рцэ, возвращаются к началу Послетрапезного благословения), но в третьей (и других) трапезах возвращаться не надо. И в третьей трапезе, если вспомнили о пропущенном Рцэ до начала четвертого благословения, добавляют в том же месте специальное благословение, как мы написали выше.

с разрешения издательства Швут Ами

Читайте обзор на тему Повелительные заповеди Субботы


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.