Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Люди от природы любопытны и хотят знать, что делается у соседей. Наши праотцы во время странствия по пустыне ставили шатры так, чтобы максимально оградить частную жизнь.

Народ Израиля остановился в степях Моава. Моавитяне испугались нападения, и их царь Балак направил послов к знаменитому нееврейскому пророку злодею Биламу с просьбой проклясть евреев, чтобы он смог их уничтожить:

А ТЕПЕРЬ ПРИДИ, ПОЖАЛУЙСТА, ПРОКЛЯНИ ЭТОТ НАРОД, ПОТОМУ ЧТО ОН СИЛЬНЕЕ МЕНЯ. МОЖЕТ БЫТЬ, СМОГУ ЕГО ПОРАЗИТЬ И ИЗГНАТЬ ИЗ ЭТОЙ ЗЕМЛИ, ИБО ЗНАЮ: КОГО БЛАГОСЛОВИШЬ — ТОТ БЛАГОСЛОВЕН, А КОГО ПРОКЛЯНЕШЬ — ПРОКЛЯТ (Бемидбар, 22:6)

Хафец Хаим говорит, что эти слова свидетельствуют о злодействе Балака. Он верил, что Билам обладает силой благословлять. Зачем же было проклинать евреев? Ведь Балак мог попросить благословить свой народ, чтобы ему не причинили никакого вреда (Хафец Хаим аль Тора, к этому стиху).

Неевреи в городе Тельшяй очень уважали р. Элиэзера Гордона, раввина города и основателя ешивы, и многие просили его молиться о них. Однажды крестьянин нееврей пришел к нему и попросил помолиться, чтобы умер его враг. Но рав объяснил, что надо молиться не о смерти врага, а о том, чтобы тот стал его другом (Тнуат амусар).

И СКАЗАЛ ЕМУ [Биламу] АНГЕЛ БОГА: ЗАЧЕМ ТЫ БИЛ ТРИ РАЗА СВОЮ ОСЛИЦУ? ВОТ, Я ВЫШЕЛ ПОМЕШАТЬ ТЕБЕ, ИБО ПУТЬ ТВОЙ ПРОТИВ МЕНЯ. УВИДЕЛА МЕНЯ ТВОЯ ОСЛИЦА И ТРИ РАЗА СВЕРНУЛА, А ЕСЛИ БЫ НЕ СВЕРНУЛА ПЕРЕДО МНОЙ, Я УБИЛ БЫ ТЕБЯ, А ЕЕ ОСТАВИЛ В ЖИВЫХ (Бемидбар, 22:32,33)

Мидраш добавляет, что из этих слов следует, что потом она была убита, и ангел сказал: «Если бы я не убил ее после того, как она заговорила и упрекала тебя, а ты не мог устоять перед ее порицанием (стих 30), люди сказали бы: эта ослица порицала Билама, а ему нечего было ответить. И Творец принял это во внимание и вынес ей приговор ради уважения к человечеству».

Билам дошел до предела в грехе, пожелав уничтожить весь еврейский народ. И чудо, когда ослица заговорила с ним, не остановило его. Но Бог решил, что честь даже такого человека нужно принять во внимание и не захотел его чрезмерного унижения. Тем более, мы должны следить, чтобы не позорить наших друзей и ближних (Рав Хаим Шмулевич).

После субботы, когда рав Йеѓошуа Лейб Дискин обычно читал лекцию по недельному разделу Торы, один человек приносил ему чай. Однажды он случайно положил в чашку вместо сахара соль, а поскольку всегда клал много сахара, в этот раз там оказалось много соли.

Но рав Дискин выпил чай как всегда. Через несколько минут его жена обнаружила ошибку и бросилась, чтобы предупредить рава, пока он не начал пить, но чашка уже была почти пуста. После этого несколько учеников попробовали этот чай и не могли понять, как учитель мог его выпить. Когда большинство учеников вышло из его дома, жена спросила рава, почему он ничего не сказал, ведь такое количество соли могло повредить его здоровью.

— Как я мог смутить человека только за то, что он ошибся? — ответил рав Йеѓошуа Лейб (Амуд эш).

КАК ХОРОШИ ШАТРЫ ТВОИ, ЯАКОВ, ХРАМЫ ТВОИ, ИЗРАИЛЬ (Бемидбар, 24:5)

Билам, сказал это, увидев, что входы в шатры еврейского народа расположены не напротив друг друга (Раши).

Люди от природы любопытны и хотят знать, что делается у соседей, кто вошел и кто вышел. Поэтому наши праотцы во время сорокалетнего странствия по пустыне ставили шатры так, чтобы максимально оградить частную жизнь. Мы должны у них учиться уважению к тайне личной жизни. Проходя мимо чужого окна, сдерживать естественное желание заглянуть в него (Хошен мишпат о законах, касающихся прав ближнего на неприкосновенность личной жизни).

Рабейну Гершом, Светоч изгнания, исходил из обязанности уважать частную жизнь людей, поэтому наложил херем на чтение чужих писем без разрешения (запрет, за нарушение которого человека могли отлучить от общины) (Беер агола, Йоре деа). Даже родителям нельзя читать без разрешения переписку детей (Рав Хаим Паладжи).

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.