Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Аскала, Анецив, Антисемитизм, Ешива, Политика, История еврейского народа, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Конфликты, Ешива Воложин
Опыт взаимодействия Воложина с царским начальством отражает общую судьбу российского еврейства. С 1827 года российское правительство начинает вмешиваться в еврейскую систему образования. В этом ему умышленно или по наивности помогали усилия Аскалы (сторонников светского просвещения) в России. В 1835 году вышло постановление о статусе раввинов, которые должны были отныне свободно владеть русским языком. В 1844 году русское правительство также в сотрудничестве с лидерами Аскалы основало два раввинских училища в Вильне и Житомире, чтобы сформировать раввинов «нового стиля», более подходящих царю. В 1853 году правительство объявило, что только выпускники этих официальных «семинарий» будут назначаться для исполнения функций раввина.1 В 1859 году правительство заявило, что в программу обучения ешивы необходимо включить светские предметы: математику и географию, русский язык и культуру.
Но Нецив не согласился и не подчинился этому указу правительства. Были периоды, когда светские дисциплины изучали в Воложине в отдельном здании с ограниченным числом учащихся под руководством учителей неевреев. Это делали, чтобы успокоить местные власти. При этом им еще регулярно давали взятки, чтобы не слишком вмешивались в учебный процесс. Но давление Аскалы и российского правительства продолжало расти.
В 1877 году исключенный из Воложина ученик ложно информировал власти о том, что ешива вообще и Нецив в частности замешаны в антиправительственных действиях. В «доказательство» он представил сфабрикованное им письмо, якобы подписанное главой ешивы. Нецива арестовали, но после расследования отпустили. Однако это оказало влияние на ешиву и на него самого. С этого дня власти сосредоточили внимание на Воложине. Часто стали появляться комиссии, стали издавать новые указы и обвинять ешиву в разных инстанциях.
Ситуацию осложнил большой пожар в Воложине в 1886 году, разрушивший деревню и новое здание ешивы. С огромными усилиями Нециву удалось продолжить занятия, разместить учеников по квартирам, и через двенадцать месяцев собрать средства, чтобы отстроить новое здание. Успех ешивы, пережившей все эти трудности, показал изумленному правительству ее мощь и ее роль в противостоянии евреев попыткам царского режима повлиять на них. Правительство удвоило свои усилия, чтобы контролировать ешиву, а потерпев неудачу, решило ее закрыть.
В 1877 году инспектор школ Виленской области приехал в Воложин и обнаружил «нелегальных» учеников. Многие слабо владели русским языком и недостаточно знали русскую культуру. Он не призвал к закрытию ешивы, но потребовал неукоснительно выполнять правила учебных заведений. Теперь вокруг ешивы собрались враждебные силы: царь, маскшим («просвещенцы») и ученики, бунтующие под влиянием изменений в России, и все это на фоне растущего обнищания населения.
И все же ешива процветала как учебное заведение и духовный центр. Из 425 учеников многие стали лидерами в последующие полвека. Уровень изучения Торы под руководством этих двух выдающихся лидеров достиг необычайной высоты, ее изучали творчески и преданно. Большинство студентов хранили верность Воложину, его целям, идеалам, системе. Но внутреннее напряжение росло.
С 1860 года в Воложине действовала активная ячейка Аскалы. Хотя лишь немногие ученики были связаны с ней, ее существование вносило раскол в ешиву. Это явление отражало то давление, которому подверглось все русское еврейство. Многие из учеников, сформировавших ячейку Аскалы, потом стали лидерами разных еврейских и нееврейских светских движений. Эти талантливые и самолюбивые люди принесли серьезный вред народу Израиля.
В ешиве была и другая группа Нес Цион (Флаг Сиона). К этой сионистской группе Нецив относился терпимо, поскольку и сам поддерживал организацию Ховавей Цион — Любящие Сион. Нес Цион сформировалась в 1885 году, ее деятельность вызвала в правительственных кругах подозрения в антигосударственных намерениях, что побудило ешиву сначала возражать против ее деятельности, а потом в 1889 году запретить ее существование внутри ешивы.2
В 1890 году в ешиве возникла новая группа Нецах Исраэль. Она требовала от своих участников горячей любви к своему народу, еврейской учености, соблюдения законов и предписаний Торы и преданности еврейским духовным лидерам. В нее вошли многие будущие раввины и лидеры.3 После закрытия Воложина группа распалась, но некоторые ее члены стали лидерами других организаций.
Нецив пригласил своего старшего сына, знаменитого раввина Москвы рава Хаима Берлина, в администрацию и правление ешивы. В 1890 году он переехал в Воложин вместе со своей знаменитой библиотекой иудаики и раввинской литературы и начал давать талмудические лекции в ешиве. Но его стиль не обрел популярности, в ешиве привыкли к гениальному блеску и методу рава Хаима Соловейчика, у студентов возникла и росла оппозиция. Удрученный Нецив не стал настаивать на семейной преемственности, и рав Хаим Берлин вскоре поехал в Берлин, Париж, Амстердам, Лондон и другие общины, чтобы собрать фонды для покрытия дефицита ешивы. Затем он поселился в Иерусалиме, где закончил свои дни почитаемым раввином.
Но стали расти новые ешивы. Учение Торы распространялось по Литве, появлялись все новые студенты. И все же это было не то. Новые ешивы шли по следам Воложина, но Воложин был только один.
1 Этот эксперимент завершился закрытием этих двух училищ в 1873 году, а ешивы, которые они должны были заменить, процветали и расширялись.
2 Позицию Нецива выражает его замечание: «Эти добрые дела могут выполнить и другие люди вне ешивы; они не требуют, чтобы учащиеся отвлекались для этого от изучения Торы». Мирский, стр. 65.
3 Среди них были раввины Шмуэль Аарон Тамерет, Ицхак Нисенбаум, Моше Мордехай Эпштейн, Исер Зальцман Мельцер, Авраам Дов Бер Кахане Шапиро, Менахем Краковский, Авраам Ицхак Кук, Йехуда Лейб Дан Ихье.
4 Главными были четыре пункта: никаких талмудических занятий ночью; светские предметы следует изучать с девяти утра до трех дня; учебный день не должен продолжаться более десяти часов; все преподаватели обязаны иметь дипломы признанных русских учебных институтов.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.