Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Анецив, История еврейского народа, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Ешива Воложин
Вторым зятем рава Ицхака был легендарный рав Нафтали Цви Йеуда Берлин — Нецив1 Он родился в известной раввинской семье в 1817 году, а в 1831 году женился на дочери рава Ицхака и приехал в Воложин. В течение жизни своего тестя он держался в тени, и его затмевал другой блестящий зять рав Элазар Ицхак Фрид. Но и в этот период он создал великие произведения того века: Аэмек Шейла — комментарий к тогда малоизвестной работе эпохи Вавилонских гаонов и Шеилот раби Хайгаона. Нецив во время болезни рава Ицхака Элазара Фрида начал давать талмудические лекции в ешиве. А когда рав Фрид умер, Нецива избрали равом Воложина и главой ешивы. Его помощником совет избрал праправнука рава Хаима из Воложина, рава Йосефа Дов Бера аЛеви Соловейчика. Рав Иосеф Дов Бер, блестящий, острый, чрезвычайно творческий человек, был гением. Его уроки, полные огня, столкновений мысли, парадоксов стимулировали и вносили свежесть в школу пилпуля. По контрасту с ним, метод и демонстрация Нецива были спокойнее, глубже, педантичнее и шире по охвату, использованию источников. Эти два великих человека дополняли друг друга в преподавании, социально и лично, и теперь Воложин рос и становился еще более важным и влиятельным.
В 1865 году рав Дов Бер покинул этот город и стал раввином Слуцка, а затем Бриска, где обрел великую славу.
В 1865 году в Воложине, где дома и крыши были деревянными, произошел сильнейший пожар. Здание ешивы с библиотекой и многими оригинальными рукописями рава Хаима и Ицхака из Воложина сгорело дотла. Нецив всю свою энергию посвятил восстановлению ешивы. Было построено трехэтажное здание, туда приехали еще ученики, число которых достигло четырехсот.
В преподавательский состав влились новые силы и Воложинская ешива стала местом притяжения для лучших еврейских умов России в 1870-1880 годах. В 1873 году к ешиве присоединился рав Хаим аЛеви Соловейчик, сын рава Йосефа Дов Бера, и в 1880 году он был назначен вторым главой ешивы, помощником Нецива. Он завершил революцию в методике изучения Торы, которая стала маркой «литовских» ешив. Глубокий и точный анализ, разделение предмета изучения на отдельные части, каждая из которых исследуется до основания, четкая логика и интеллектуальная честность — это были основы дерех (метода изучения Торы рава Хаима).
Снова две великих личности и их разные подходы к изучению Талмуда дополняли друг друга и усиливали ешиву. Под их руководством там выросли почти три поколения еврейских лидеров: раввинов, профессионалов и даже светских людей. Влияние Воложина на еврейскую жизнь было огромным.
1 Акроним его имени означает на иврите «князь» или «лидер».
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.