Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Законы, связанные со ссудами. Запрет взимания процентов.

231-я заповедь – запрещение отказывать в ссуде из-за того, что в субботний год долг будет аннулирован. Писание предостерегает от подобной мысли, говоря: “Остерегайся, чтобы не было в твоем сердце злого умысла и не подумал бы ты: “Приближается седьмой год, год прощения...”, и чтобы не озлилось твое око на нищего брата твоего и ты не дал бы ему – он же возопит на тебя Ашему и будет на тебе грех” (Дварим 15:9).

И сказано в Сифри: “Остерегайся, чтобы...” – это заповедь “Не делай”. Т.е. два этих слова, соединенные вместе, усиливают друг друга и указывают на то, что в данном речении содержится запрет Торы.

 

 

232-я заповедь – запрещение уклоняться от оказания материальной помощи и поддержки нашим неимущим братьям, в случае, когда нам известно их стесненное положение и когда мы располагаем средствами, чтобы поддержать их. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не ожесточи своего сердца и не сожми своей руки перед нищим братом твоим” (Дварим 15:7). Это запрет вести себя скаредно и уклоняться от предоставления материальной помощи нуждающимся.

 

 

 

233-я заповедь – запрещение отсылать с пустыми руками раба-еврея, выходящего на свободу по истечении шести лет работы. Но необходимо наградить его подарками (Д 196). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпускай его с пустыми руками” (Дварим 15:13).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, которая называется аанака (одаривание), разъясняются в первой главе трактата Кидушин (14б-17б).

 

 

 

234-я заповедь – запрещение требовать возврат долга, если заимодавцу известно, что должник не в состоянии его вернуть. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Если ты ссужаешь деньгами Мой народ, бедняка, который с тобой, то не будь ему притеснителем” (Шмот 22:24).

В трактате Бава меция (75б) сказано: “Откуда мы учим, что заимодавцу, которому известно, что должник не в состоянии возвратить деньги, запрещено напоминать ему о долге? Тора говорит: “Не будь ему притеснителем”.

А в Мехильте поясняется: “Не будь ему притеснителем” – старайся не попадаться ему на глаза (чтобы даже своим видом не напоминать бедняку о долге, который он не в состоянии отдать).

И знай, что этот запрет распространяется и на того, кто требует возвращения долга с процентами; и тот, кто ссужает в долг под проценты, преступает также запрет Ашема, да будет Он превознесен: “Не будь ему притеснителем”, как мы разъясним в дальнейшем (НД 237).

 

 

 

235-я заповедь – запрещение давать взаймы под проценты. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Серебра своего не давай ему в рост и за лихву не ссужай ему своего хлеба” (Ваикра 25:37). Два этих запрета дополняют и усиливают друг друга, и ссужающий под проценты преступает оба запрета. Тем не менее это не две отдельные заповеди, ведь понятия “рост” и “лихва” равнозначны.

Сказано в трактате Бава меция (60б): “Не бывает “роста” без “лихвы” и не бывает “лихвы” без “роста”. Почему же Писание употребляет оба этих выражения? Чтобы научить нас, что ссужающий под проценты преступает два запрета”. И еще там сказано: “В Торе нет различия между “лихвой” и “ростом”.

И там же (61а) поясняется: “Поскольку написано “Серебра своего не давай ему в рост и за лихву не ссужай ему своего хлеба” – можно прочитать: “Серебра своего не давай ему в рост и за лихву” и можно прочитать “В рост и за лихву не ссужай ему своего хлеба”.

Таким образом, каждый ссужающий под проценты деньги или продукты преступает оба запрета – в дополнение к прочим запретам, обращенным к заимодавцу (НД 237).

Кроме того, данный запрет повторен в Торе в несколько иных выражениях. Писание говорит (Ваикра 25:36): “Не бери с него лихвы и роста”. В трактате Бава меция (61а) указывается, что этот запрет также относится к заимодавцу, но он служит лишь для усиления, как мы разъясняли в “9-ом принципе” – это не иной запрет, но лишь повторение запрета ссужать деньги и продукты питания под проценты.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 5-ой главе трактата Бава меция.

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.