Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Шмита, Рамбам, Йовель
221-я заповедь – запрещение совершать в субботний год работы по уходу за плодовыми деревьями. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И виноградника своего не обрезай” (там же).
Нарушивший этот запрет также подлежит наказанию бичеванием.
В Сифре (Беар) говорится: “Посев зерновых и обрезание виноградной лозы уже были включены в более общий приказ Ашема, предписавшего “покой... для земли” в седьмой год. Почему же два этих вида работы названы отдельно? Чтобы сопоставить с ними все остальные: как запрещены эти два вида работы, связанные с обработкой земли и уходом за плодовыми деревьями, так запрещены все виды работ, связанные с обработкой земли и уходом за плодовыми деревьями.
Законы, касающиеся выполнения этой заповеди, разъяснены в трактате Швиит.
222-я заповедь – запрещение собирать урожай, выросший в субботнем году в результате самосева, тем же способом, как собирают урожай каждый год, поскольку, как мы упоминали, нам запрещено обрабатывать землю и выполнять любые сельскохозяйственные работы в этот год.
Плоды, которые вырастают в течение седьмого года в результате самосева, называются сфихин (прибавки), и, согласно закону Торы, их можно употреблять в пищу. Однако их запрещено собирать обычным способом. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Что само вырастет на жатве твоей, не сжинай” (Ваикра 25:5). В этом речении не имеется в виду, что вообще запрещено собирать урожай – ведь уже сказано: “И да будет урожай субботнего года вам в пищу, тебе и твоему рабу, и твоей рабе, и твоему наемному рабочему, и поселенцу твоему, которые живут у тебя, и твоему скоту и зверям, которые на земле твоей, пусть будет весь урожай земли в пищу” (там же 25:6-7).
Но имеется в виду, что запрещено собирать урожай субботнего года так, как это делают в прочие годы. А нужно собирать так, как берут плоды, выросшие на ничейном поле – без специальных приготовлений и особых приспособлений.
223-я заповедь – запрещение собирать в субботний год урожай плодовых деревьев, как это делают каждый год. Но надо собирать плоды таким образом, как срывают их с бесхозных деревьев. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “...И винограда с охраняемых тобою лоз не снимай” (там же 25:5).
И объяснено (Сифра, Беар): “И винограда... не снимай” – так, как снимают обычно. Отсюда мы учим, что в субботний год не высушивают фиги на специально приспособленных для этого сушилках, а просто на пустыре; и не давят виноград в специальной давильне, а просто в корыте; и не толкут маслины в специальном давильном кувшине, а просто в маленькой ступке”.
Законы, связанные с выполнением этой и предыдущей заповедей, разъясняются в трактате Швиит (8:6).
224-я заповедь – запрещение обрабатывать землю в йовель (“юбилейный год”. См. Д 136-138, 140). И об этом Его речение: “Йовелем пусть будет у вас этот пятидесятый год: не сейте...” (Ваикра 25:11). Это Его речение подобно речению, посвященному субботнему году: “...Поля своего не засевай” (Ваикра 25:4). Так же, как в субботний год, в йовель запрещено и обрабатывать землю, и совершать работы по уходу за плодовыми деревьями. Поэтому Писание использует по отношению к йовелю более общее выражение: “...Не сейте”, (не упомянув слово “поле”), – чтобы распространить этот запрет и на обработку земли, и на уход за плодовыми деревьями.
Преступивший этот запрет тоже карается бичеванием.
225-я заповедь – запрещение собирать урожай, выросший в йовель в результате самосева, тем же способом, как собирают урожай каждый год. И этот запрет также подобен запрету, разъясненному нами относительно плодов субботнего года (НД 222).
И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “...И не жните того, что само вырастет на земле” (Ваикра 25:11).
Читайте также: тема 613 заповедей Торы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.