Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Ваеце, Яаков, Эсав, Праотцы, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Наши мудрецы высказали красивую мысль о том, что все, что произошло между Яаковом и Эсавом, было знаком для потомков Яакова, которых ожидают такие же события, связанные с народом Эсава.
Яаков боялся Эсава все сильнее и сильнее; так же и потомки Яакова все больше и больше трепетали перед народом Эсава.
Яаков приготовился к дарению подарков, молитве и битве; так и мы в каждом поколении делаем то же самое. В первую очередь мы стараемся спастись от преследования потомков Эсава через молитву и плач перед Б-гом Яакова. Кроме того, мы подносим им подарки, пытаясь подкупить их. И, наконец, мы готовимся воевать, то есть, пытаемся спастись бегством.
Яаков сам, по своей воле, а не по желанию Свыше послал к Эсаву своих посланников и помирился с ним; так и цари во времена Второго Храма заключили союз с эдомитянами, который и послужил причиной сокрушительного поражения, как подробно объяснили наши мудрецы.
Яаков сказал: «Если придет Эсав на один лагерь и побьет его, второй лагерь будет спасен». Так происходило и в нашем изгнании: сыновья Эсава не уничтожили нас всех и не стерли память о нас. Они притесняли нас в некоторых своих странах, где царь был особенно жесток, а другой царь в другой их стране жалел нас и давал приют нашим беженцам.
Ангел Эсава не смог победить Яакова, сбросить его наземь и убить, однако дотронулся до его бедренного сустава. Так и царство Эдома не в состоянии стереть нас с лица земли, однако в силах дотронуться до нашего «бедренного сустава». По словам наших мудрецов в Берешит раба, это — праведники, которые в будущем должны появиться в нашем народе, «поколение освящающих Имя Б-га».
Яаков сказал Эсаву: «Пусть идет господин мой впереди раба его, а я пойду медленно…, пока не приду к господину моему в Сеир». Так и было: потомки Эсава всегда предшествовали потомкам Яакова в достижении суетных благ. Даже цари у них появились раньше: «И вот цари, которые царствовали в земле Эдома перед тем, как воцарился царь у сыновей Израиля». Потомки Яакова движутся медленно и в Земле Израиля, и в изгнании, и так будет продолжаться вплоть до последнего дня, когда они дойдут до Сеира, согласно обещанию пророка: «И взойдут избавители на гору Цион, чтобы судить гору Эсава, и будет царство у Б-га».
В разделе Лех леха, обсуждая стих «И не будет больше называться имя твое Аврам», я разъяснил, что тот, кто назовет Авраама прежним именем, нарушит запрет Торы, так как это имя полностью перестало действовать и более не применимо к Аврааму. И прежнее имя Сары — Сарай — тоже отменилось и более не используется. Но Яаков, получив новое имя, не лишился прежнего.
Причина этого различия состоит в том, что имена Аврам и Сарай были даны им как временные, а когда они вошли в союз с Б-гом через обрезание, они получили новые, истинные имена. Поэтому было правильно, чтобы прежние имена, полученные в нечистоте, они совершенно оставили, получив взамен новые, обретенные уже в святости. С Яаковом же все было не так. Он получил свое имя от Ицхака, когда вошел в союз обрезания, и потому это имя было тоже святым и чистым. Поэтому это имя не должно было замениться новым, которое дал ему ангел по случаю победы. У Яакова должно было остаться два имени. При этом имя Яаков стало второстепенным, так как соответствовало естественной природе Яакова и несло на себе отпечаток уровня Ицхака, который его дал. А имя Исраэль стало главным, так как соответствовало чудесному событию и несло отпечаток уровня ангела, от которого Яаков получил это имя.
Возможно, именно это имели в виду наши мудрецы, когда сказали: «Наш праотец Яаков не умер».
И именно поэтому стих говорит: «Ибо Израиль будет имя твое», — не вместо имени Яаков, а в дополнение к нему.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.