1 июля 2012 года, темы: Харедим, Йешива, Политика, Армия, Изучение Торы, СМИ, Государство Израиль
На протяжении последних недель одной из главных тем израильских средств массовой информации является призыв учеников ортодоксальных ешив в ряды израильской армии. Из статьи в статью кочует одна и та же идея — поскольку государственные структуры финансово поддерживают мир ешив (что само по себе легитимно, как и поддержка любой другой группы граждан, которые платят государственные налоги; заодно заметим, что сумма этой поддержки мизерна), учащихся ешив можно будет вынудить встать под ружье.
Меры, которые предлагаются теми или иными поборниками всеобщего призыва, стереотипны: ограничение числа учеников ешив, материальное вознаграждение призывникам, санкции в отношении уклонистов и т. д., и т. п. На фоне стройного хора желающих сделать артиллеристов из талмудистов выделяется статья, автор которой — Эйтан Хабер, один из известнейших израильских журналистов. Те, кто знакомы с этим именем, знают, что вряд ли можно его обвинить в излишней «любви» к ортодоксам…
И, тем не менее, вот что пишет Хабер: «Вот 4 слова, которые разозлят многих моих читателей — харедим не пойдут служить! А вот 4 слова, которые произнес раввин Аарон-Лейб Штайнман, наиболее авторитетная личность в ультраортодоксальном мире: «Это (т. е. постоянное изучение Торы) частица нашей души». В этой реплике скрыт ответ на вопрос, почему харедим не пойдут в армию. Они продолжат сидеть в «стане Торы» и бороться с иранской ядерной угрозой, изучая Талмуд.
В светском секторе любой шаг связан с политикой, деньгами и межпартийными отношениями. У ортодоксов же непреклонность и упорство являются одним из основных качеств - «Это частица нашей души».
«Только харедим способны в четыре часа утра собрать сотни тысяч на демонстрацию в Иерусалиме. Для сравнения, сколько человек посетило идеологов борьбы за всеобщий призыв в их «палатке фраеров»? Верность поставленной цели, которая раньше была характерна для израильских солдат, теперь является главным оружием харедим. Ортодоксы считают себя стражами стен, гонцами, которые несут пламя еврейской традиции из поколения в поколение. В их глазах еще одна пройденная страница Талмуда подобна боевому вылету истребителя F-16. Нужно быть хареди, чтобы понять это.
Все аргументы светских им давно известны и они полностью ими отвергаются. К примеру, финансирование ультрарелигиозного сектора, о котором с пеной у рта говорят светские израильтяне, не производит на них никакого «впечатления» — харедим в большинстве своем живут бедно и скромно, как с государственными подачками, так и без них. Они гордятся своей непростой жизнью, которую они выбрали сознательно, для того, чтобы изучать Тору. При необходимости они обратятся за помощью к богатым меценатам из своей же общины. Так уж случилось, что среди наиболее богатых людей этой планеты есть и ортодоксы».
«Возьмем, к примеру, внутренние политические разборки. Ортодоксы осведомлены об умении своих представителей в Кнессете лавировать и лоббировать интересы избирателей. Но при этом на первом месте для ешиботников находятся не политики, а раввины. Депутаты Гафни и Лицман всего лишь выполняют их решения. Это люди, которые заботятся о харедим, но не они определяют их стиль жизни. Даже если религиозных парламентариев лишат их полномочий, такой шаг лишь укрепит их имидж. Избиратели скажут: «Счастлив тот, кто пострадал за дело Торы».
Это было несколько цитат из статьи известного светского журналиста. Её можно подытожить двумя словами: Хабер прав. Одна из основ веры любого традиционного еврея состоит в том что учащиеся Торы защищают весь народ. Они продолжают соблюдать многовековые традиции и являются носителями факела еврейской жизни из поколения в поколение. Поэтому любая попытка создать им помехи, расценивается как посягательство на существование всей еврейской жизни. Нет месту никаким компромиссам и участиям в напрасных спорах. Так было всегда, так будет и сейчас. Ради будущего, ради безопасности, ради всех нас.
Из газеты «Ятед неэман»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.